http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=40cace55-cdd2-433e-aa44-3d25134028c8&print=1
© 2024 Российская академия наук

27 сентября 2006 г. «Дальний Восток – это близко…» Отчет председателя Совета ПР РАН РАН В.Ф. Вдовина по итогам его участия в комплексной проверке ДВО РАН

27.09.2006



Дальний Восток – это близко… /Владимир Высоцкий/

По итогам участия представителя Профсоюза работников РАН в комплексной проверке ДВО РАН

Представитель профсоюза работников РАН В.Ф.Вдовин 03-09.09.06 принимал участие в комплексной проверке ДВО РАН на основании действующего по РАН Отраслевого соглашения и Распоряжения Президиума РАН №10103-610 от 18.08.06.

Основной целью участия в проверке ДВО представителя профсоюза было изучение социально-кадровой ситуации в ДВО в свете реализации комплекса мероприятий по реформированию системы учреждений РАН, вводимых в рамках выполнения Постановления Правительства №236, а также проверке исполнения распоряжений Президиума РАН № 10105-140 от 13 марта 2006 г. «О продлении действия Отраслевого соглашения  по Российской академии наук» и № 10021-914 от 21 октября 2004 г. «О Рекомендациях по оплате труда руководителей выборных профсоюзных органов профсоюза работников РАН при использовании на эти цели средств работодателя», а также инструкции РАН «Руководителям организаций РАН                                                                         Председателям профсоюзных организаций РАН о перечислении 0,15% от фонда оплаты труда на спортивную и культмассовую работу от 13.05.2005 № 2-10115-8117/415.

В рамках проверки изучены справки, подготовленные специалистами ДВО РАН по вопросам вышеперечисленных документов, проведены беседы с руководителями и специалистами, сотрудниками учреждений ДВО РАН и руководством профорганизации ДВО, проведена встреча с профактивом ДВО в которой приняли участие 25 представителей из 12 профорганизации ДВО. Состоялись поездки на объекты соцкультбыта и в институты ДВО РАН: ИАПУ, ТОИ, ИБМ; а также Морскую экспериментальную станцию на острове Попов; медобъединение ДВО, детские сады № 171 и №188, базу яхт-клуба ДВО.

Детально изучена информация об объектах социальной сферы (медицина, детсады, детский лагерь, турбазы, и т.п.)  и социальных программах, обеспечивающих корпоративную социально-кадровую политику ДВО РАН, проблемы этой сферы. Необходимо признать, что руководство ДВО РАН и Профорганизаций, несмотря на дефицит средств, организуют полномасштабную социальную программу и содержат уникальную социальную сферу, существенным образом обеспечивающие стабильность в коллективах и реально способствующие поддержанию здоровья сотрудников, хорошего социального климата, способные оказать помощь как в экстренных, так и в типичных житейских ситуациях. Определенные трудности организационного характера имеются в обеспечении работы предприятий питания в учреждениях ДВО- столовых, буфетов. По непонятной причине здесь не используются безарендные формы обеспечения этой деятельности, применяемые в других госструктурах (ВУЗы, администрации и т.п.)

Основой социально-кадровой деятельности в ДВО РАН является развитая система социального партнерства, предусмотренная Отраслевым соглашением (ОС) по РАН, развитым серией территориальных соглашений и Коллективных договоров, заключенных в ДВО, в т.ч. имеется Соглашение между ОПК ПНЦ и Президиумом ДВО. В основном Отраслевое соглашение выполняется, налажено реальное и эффективное сотрудничество работодателя и выборных профорганов учреждений ДВО.

По независящим от сторон причинам остался не выполнен п.3.2.3. ОС, касающийся установления плановой численности по согласованию с профсоюзом (Правительство самостоятельно установило лимит численности РАН, требующий неизбежного сокращения, а Президиум РАН не смог ни отстоять обоснованные потребностями развития науки показатели численности сотрудников, ни провести сокращение руководствуясь критериями научной эффективности своих подразделений- сокращение роздано всем поровну). Однако Профорганизации ДВО неоднократно обращались с оправданным требованием установления плановой численности организаций с учетом реальных показателей работы учреждений и региональных особенностей, которые, впрочем, не приняты во внимание ни Правительством РФ при принятии и реализации Постановления №236, ни Президиумом РАН, при его исполнении, распределившим установленный норматив сокращения без учета перечисленных факторов. Сокращение в предписанном на 2006г. ДВО масштабе на данный момент практически выполнено. В первую очередь осуществлена ликвидация вакансий, увольнение совместителей и лиц, фактически прекративших активную работу в РАН. Определенные коллизии имели место в паре институтов, в частности в ИИАЭ оставлены совместители ценой увольнения штатных сотрудников, а в ИАПУ уволили всех студентов- совместителей, что серьезно подрывает возможности обновления кадров в дальнейшем. Практически во всех институтах утверждают, что продолжение сокращения в намеченных на 2007 г масштабах неизбежно поставит институты перед необходимостью сокращения реально работающих сотрудников, сворачивание отдельных направлений тематики и даже закрытие отдельных стационаров и других объектов ДВО РАН за невозможностью поддержания их кадрового обеспечения.

Другим острым моментом, возникающим в процессе реализации Постановления Правительства №236 является исключением из пилотного проекта по реформе оплаты труда в РАН большей части сотрудников ДВО- инженерных и вспомогательных специалистов. Эти кадры в ДВО обладают высокой квалификацией, а значительное число инженерно-технических специалистов в той же мере вовлечены в научные исследования, как и научные сотрудники. Руководителям институтов ДВО крайне трудно объяснить (даже доплачивая им из внебюджетки) таким сотрудникам, почему их тарифы стали отличаться столь резко от тарифов сотрудников, зачисленных на научные ставки. Довольно значительная, по сравнению с другими подразделениями РАН, доля вспомогательного персонала в ДВО обусловлена наличием в отделении большого числа стационаров, заповедников, станций и т.п. объектов в т.ч. научного флота, содержащих в своем составе заметную инфраструктуру и большое количество высококвалифицированных, порой уникальных специалистов, требующих надлежащей оплаты. В частности, водолазы являются одними из самых высокооплачиваемых работников ДВО РАН. Рынок также однозначно диктует требования по оплате труда судовых  и береговых специалистов флота. Учитывая, что академический флот специфичен, и возможности заработать «внебюджетку» извозом грузов и туристов более чем ограничены, сомнительны претензии к руководству ДВО РАН по эффективности использования флота. Реальным решением проблем флота ДВО РАН является радикальное обновление его плавсредств, за счет целевых, дополнительных фин.ресурсов (возможно из стабфонда РФ, т.к. закупки можно осуществить за рубежом не ухудшая инфляционной обстановки в стране), включая закупки новых судов как неограниченного плавания, так и каботажных. Наряду с этим необходимо существенное увеличение средств на проведение экспедиций (возможно на целевой конкурсной основе, широко анонсируемой в академической и университетской среде), тогда доля использования флота в научных целях сможет подняться заметно.

Важным элементом социально-кадровой политики в ДВО является работа с научной молодежью. К сожалению, финансовая обеспеченность этой деятельности оставляет желать лучшего. Не взирая на это нельзя не отметить успешность этой работы в ДВО с точки зрения объективных показателей: достигнутой на сегодня возрастной структуры ведущих институтов ДВО (включая возраст руководителей), желание и факт прихода молодежи в институты, наличие условий для ее профессионального роста. В ДВО успешно работают СМУиСы, их работа ведется в тесном контакте с администрацией и профсоюзом, что является важным источником кадрового резерва, обеспечивающего как омоложение административного корпуса, так и состава профсоюзного руководства. Совместно с ведущими ВУЗами ведется обширная интеграционная деятельность. Однако, немалой помехой в этой работе является как необходимость проведения сокращения и дефицит вакансий (в т.ч. см.выше об увольнении студентов), так и недооценка рядом федеральных структур реально и успешно работающих в ДВО РАН научных школ и научно-образовательных комплексов ДВО. В частности, с завершением программы Интеграции, не получил дальнейшей поддержки в проектах, поддержанных Роснаукой, уникальный  интеграционный комплекс ИАПУ с обоими Владивостокскими университетами, а Президентская программа поддержки ведущих научных школ не нашла возможным продолжать поддержку ведущих научных школ ИБМ, продолжающих успешно работать с новыми лидерами после недавней безвременной кончины их основателей.  Кроме того, серьезные проблемы с молодежью ожидают в институтах ДВО в связи с отменой академических отсрочек от армии в 2007.

Социально-кадровые вопросы  требуют для успешного решения достойной зарплаты и существенных внебюджетных средств. К сожалению, доля внебюджетки в финансировании учреждений ДВО явно недостаточна, в силу чего формирование дополнительного фонда оплаты труда, прибылей, оборотных средств и средств развития затруднено. Из анализа предоставленной информации очевидно, что уровень зарплат в ДВО явно недостаточен, и не соответствует как уровню квалификации и работе сотрудников, так и особенностям региона. Вместе с тем установить точно размеры оплаты труда, ее составляющие и динамику не удалось, т.к. предоставленные данные несколько противоречивы. В частности, из представленных данных по объемам финансирования, численности сотрудников и доли зарплаты в общем бюджете не удается вывести приведенные значения средних зарплат в окрестностях 7,200 руб.
Касаясь вопросов гарантий деятельности профсоюза, предусмотренных 377 ст.ТК РФ, и ОС по РАН, необходимо констатировать, что условия социального партнерства в этой части выполняются в полной мере. Неиспользование механизмов оплаты штатных сотрудников профсоюза из средств работодателя и перечисления 0,15% ФОТ профкомам на спорт и культ мероприятия, идет по обоюдному согласию сторон в силу затруднительности реализации этих механизмов, вместо которых стороны для выполнения партнерских обязательств находят иные способы, в частности за счет привлечения внебюджетных средств. При этом коллективы ДВО ведут полноценную культ-массовую и спортивную жизнь. Имеются спортплощадки, спортзалы, корты тренажерные залы, регулярно проводятся соревнования, концерты и другие мероприятия. В качестве замечания по выполнению ОС в части спорта можно сформулировать претензию к центральным органам РАН, не выполняющим обязательств по проведению ежегодных академиад (п.7.2.2.), в которых дальневосточники готовы принять участие. Достигнута договоренность в 2007г. провести на базе яхтклуба ДВО регату с участием яхтсменов РАН из Приморья, Сибири и Центральной России, других регионов, где еще сохранились яхтклубы. Совет профсоюза намерен оказать материальную поддержку яхтклубу. Представители СО РАН предложили зимой провести лыжные соревнования, посвященные  50-ти летию СО РАН, в котором намечено участие команды ДВО.  Выражаю надежду, что руководство ДВО найдет возможность поддержать участие команды ДВО в этом мероприятии.

В ДВО РАН ведется успешная работа по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий и решению жилищных проблем сотрудников. При этом используются разнообразные механизмы, как традиционные (строительство), так и новые (ДВО оперативнее и полнее других отделений отреагировало на задачу по формированию списков молодых ученых на получение субсидий). В ДВО есть механизмы для решения жилищных проблем и «взрослых» сотрудников, которые в центральной части РАН практически не работают.  

Общение со специалистами и анализ колдоговоров обозначил определенную проблему с практикой исполнения законодательства, регламентирующего отпуска, особенно дополнительные. В колдоговорной практике в ДВО существуют ошибки в трактовке понятий основного и дополнительного отпуска, не в полной мере используются возможности, предусмотренные законодателем, не отработана процедура компенсации в случае, когда работник желает воспользоваться своим правом досрочно вернуться к работе, получив адекватную компенсацию. Последнее особо важно для молодых ученых, не имеющих проблем с восстановлением здоровья, но имеющим потребность как можно скорее заработать научный авторитет и достичь определенных научных результатов, пожертвовав частично дополнительными отпусками.

Все три института ДВО РАН, в которые были проведены выезды, бесспорно относятся к успешным и благополучным институтам РАН, сохранившим и заметно омолодившим кадры, успешно развивающим свою тематику в русле приоритетных направлений исследований, утвержденных Президиумом РАН и МОН. По информации полученной в рамках проверки можно сделать вывод. Что подавляющее большинство учреждений ДВО относится к этой категории.

Вместе  с тем нельзя не отметить определенные проблемы этих институтов, именно как успешно и активно работающих учреждений. Первая проблема: недостаточный объем внебюджетных средств. Возможно, это проблема всей академии. Заявив с одной стороны, что предпринимательская (внебюджетная) деятельность является собственным делом институтов, в которую РАН не намерена вмешиваться по уставу, в последнее время руководство РАН настойчиво рекомендует, а исполняя Постановление правительства №236, активно побуждает использовать внебюджетку ради  сохранения кадрового состава РАН, дополнительной поддержки инженерно-технических и других вспомогательных кадров. Видимо, во исполнение этой рекомендации руководству РАН следует, как ведущему ведомству, начать осуществлять сбор и анализ информации об объеме и характере внебюджетной деятельности. Итоги этой деятельности в ДВО установить не удалось, руководство фин.служб ДВО не смогло предоставить информацию по внебюджетной активности подведомственных учреждений, а в ИБМ просто отказались предоставить ее, также как и другие сводные материалы, из которых эту информацию можно однозначно установить (отчет по труду и форму 4 по ФСС). Очевидно целесообразна разработка в РАН нормативной базы и оказание методической и нормативной помощи институтам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Возможно, следует начать с установления ведомственного норматива на прибыль, без которого многие институты не имеют возможность ее закладывать в хоздоговоры, в частности с оборонными и иными госструктурами, требующими соответствующую ведомственную директиву для планирования прибыли в структуре цены договора. По этой причине у большинства хозяйствующих субъектов ДВО прибыль отсутствует вообще, а она является важнейшим фактором дальнейшей предпринимательской активности- источником оборотных средств и средств финансирования корпоративной социально-кадровой политики. Другим важным моментом подкрепления предпринимательской деятельности учреждений РАН могла бы стать нормотворческая деятельность РАН в формировании непротиворечивой и благоприятной для договорной активности институтов законодательной среды. На сегодня отсутствие возможностей кредитования, абсурдные формы налогообложения и изъятия средств учреждений РАН, без возможностей адекватных потребностям научной деятельности механизмов возмещения и замены предусмотренных предметных статей расходования средств, требования Гражданского, Бюджетного, Жилищного, Налогового и Таможенного Кодексов, не учитывающих специфики научной деятельности, наиболее существенно ущемляют интересы именно успешных и эффективно работающих институтов.

Достойным внимания элементом активности ДВО РАН является различного рода презентационная деятельность, как в традиционных, так и в электронных формах: активно работают сайты, издаются газеты, журналы, имеется большое количество музеев, проводятся выставки и т.д. Заметна активность профкомов в информационной деятельности и на сайтах институтов, есть пожелание скорейшего включения сайта ОКП в структуру сайта ДВО и завершение связки профсоюзных сайтов РАН- ДВО-профкомов. Можно уверенно утверждать, что брэнд ДВО РАН раскручен во Владивостоке не хуже брэнда Новосибирского Академгородка. Это бесспорно повышает авторитет академии, способствует привлечению в науку молодежи и позитивному вниманию властей. Особо важной эта роль ДВО РАН представляется в геополитическом аспекте Приморья, как пограничного региона. Представляется стратегически недопустимым уход РАН  с этой удаленной территории. ДВО зачастую своими стационарами и станциями является по сути градообразующим элементом на островах и в малонаселенных  районах. Там уход РАН, который практически неизбежен при продолжении сокращений, фактически тождественен уходу России с территории.

Выводы и рекомендации.

Распоряжение Правительства №236 ценой практически полной ликвидации резервов и неэффективно работавших сотрудников в основном выполнено, дальнейшее сокращение в ДВО РАН не только нецелесообразно, но и крайне вредно. Поскольку оно будет сопровождаться высвобождением значительного числа реально работающих людей, оно вступит в противоречие с п.8.2. ОС и неизбежно повлечет протест профсоюза. Необходимо принятие решения о прекращении сокращения ДВО. Возможно, на основе подобного анализа в других регионах следует сделать выводы по корректировке правил реализации сокращений в целом по РАН.

Деятельность Президиума ДВО РАН и профорганизаций ДВО по исполнению перечисленных на стр.1. Справки документов и реализации принципов социального партнерства в ДВО РАН считать удовлетворительной.

Особое внимание следует обратить на опыт Медобъединения ДВО РАН: успешно работающий, хорошо укомплектованный кадрами и новейшим оборудованием  (80% оборудования закуплено позже 2000г). Более половины рабочих мест уже прошли аттестацию. К сожалению, в других учреждениях ДВО ситуация с аттестацией много хуже. Нужна централизованная финансовая и организационная поддержка деятельности по аттестации рабочих мест.  Коллективный договор Медобъединения может служить образцом- макетом для других организаций, у части из которых колдоговоров нет вообще ( в т.ч. в одной из организаций ПНЦ), или они содержат существенные упущения и даже ухудшение условий по сравнению с гарантиями ТК. Рекомендовать руководству профорганизаций ДВО совместно с представителями администрации проведение контроля и обновления колдоговоров в свете отмеченных недостатков, а также в связи с введением с октября т.г. поправок в ТК. Просить руководство профорганизации ПНЦ ДВО РАН выполнить координирующую работу в этой и других направлениях деятельности в профорганизациях других научных центров ДВО.

Существенным моментом, установленным в рамках проверки стала полная готовность медобъединения ДВО стать одним из опорных пунктов по разворачиванию работ, связанных с внедрением уникальных новых разработок РАН в практическую медицину. В частности, представленный Ю.С.Осиповым на прошлогоднем собрании РАН оптический когерентный томограф, мог бы быть реально освоен в медцентре ДВО, так же как и разработки других институтов РАН: медицинские образцы тепловизоров (ИОФ им. А.М.Прохорова), установки спектрального анализа выдыхаемого воздуха (ИФМ), образцы ультразвуковой диагностической аппаратуры и т.д. Целесообразно включить в программу разработок оборудования институтами РАН установок по заявке Медобъединения ДВО, а также составить и обнародовать по возможности полный перечень новой медтехники, создаваемой институтами РАН.

Необходимо отметить усилия по поддержке детсадов ДВО как со стороны руководства центра, так и отдельных институтов. Несмотря на дефицит средств на содержание детсадов, составляющий практически 3 млн.руб, руководству ДВО удалось сохранить столь важные для привлечения научной молодежи объекты. Желательно изыскать средства для покрытия этого дефицита. К сожалению, второй год не функционирует детский лагерь, который мог бы быть не просто оздоровительной рекреационной базой для детей сотрудников ДВО, потребности в которой очевидны, и покрываются на данный момент работой энтузиастов в различных институтах, стационарах, в яхтклубе и т.п. Лагерь должен стать важным элементом научно-образовательной структуры ДВО, где можно было бы эффективно вести работу по популяризации науки, формированию научного мировоззрения молодежи, рекрутинговую деятельность среди будущих ученых, по подобию летних баз научно-образовательных центров и летних физматшкол, проводимых в Санкт Петербургском НЦ, в Черноголовке, в Новосибирске, Н.Новгороде и других научных центрах РАН. При этом возникает реальная возможность под эти цели получение дополнительных средств научно-образовательной направленности, не снимая с фонда социального страхования ее доли ответственности за оздоровительную и рекреационную компоненту деятельности, предусматриваемой ежегодно Постановлением правительства об организации детского летнего отдыха. Хотя, для возобновления работы лагеря ДВО, как и поддержки других в РАН лагерей, в целом назрела необходимость в создании в РАН собственной нормативной базы детских лагерей, как центров дополнительного образования, популяризации научного знания и т.п.

В заключение хочу поблагодарить руководство и специалистов ДВО РАН за теплый прием и создание идеальных условий работы комиссии. Выражаю искреннее удовольствие от знакомства с успешно и активно работающим коллективом энтузиастов- сотрудников ДВО РАН  и пожелать им дальнейших успехов и оптимизма.

Член комиссии по проверке ДВО В.Ф.Вдовин