5 декабря 2005г. Поле для дискуссий

05.12.2005

Навстречу IV Съезду Профсоюза работников РАН

Кто будет с нами по четным?

IV Съезд Профсоюза работников РАН, который состоится в июне следующего года - значимое событие для нашей организации: ведь на нем будут определены программные принципы и тактические задачи профсоюза на новом этапе развития. Нельзя забывать и о том, что согласно Уставу Профсоюза РАН, только съезду принадлежит право этот самый Устав изменять. Понятно, что за пятнадцать лет своей "службы" и пять лет, прошедшие с момента внесения последних изменений на III съезде, основной документ Профсоюза РАН устарел. Изменилось законодательство, изменилась жизнь. Но если приведение Устава в соответствие с действующей нормативной базой - задачка для юристов, то вносить изменения, привязывающие его к реальной повседневной жизни, позволяющие профсоюзу и его членам работать более эффективно, могут все.

Между тем, времени для этого осталось совсем не много: в январе 2006 года Уставная комиссии под руководством А.Н. Зиновьева передаст все имеющиеся к тому моменту предложения для обсуждения в коллективах. Хотелось бы призвать профактив на местах подключаться к этой работе. Вопросы о том, что для решения ряда проблем не хватает возможностей, в том числе и уставных, поднимаются регулярно. Сейчас подоспел тот момент, когда эти препятствия можно устранить, иначе придется ждать еще пять лет.
А для затравки выношу на обсуждение одно предложение, касающееся пиар-составляющей профсоюзной деятельности, хотя, как знать, может быть, и не только ее… Хочу сразу оговориться, что идея заимствована у Светланы Викторовны Прожогиной, которая выдала ее на  встрече членов Совета МРО с лидером  партии "Яблоко" Г.А. Явлинским. Григорий Алексеевич произвел тогда большое впечатление на аудиторию как взвешенный политик, продвинутый экономист и яркий интеллектуал. В то время, в июне, во взглядах на реформу науки перевешивал подход чиновников из Минэкономразвития, интересующихся собственностью РАН. Остро стоял вопрос - что делать в этой ситуации академическому профсоюзу и научному сообществу. Когда Светлана Викторовна задала этот вопрос лидеру "Яблока", он, вопреки ожиданиям зала, призвал не бросаться на баррикады, а привлекать на свою сторону как можно больше действительных членов РАН. Явлинский выразил готовность поддержать в этом профсоюз, и в случае необходимости сесть за стол переговоров с академическим руководством. Памятуя о том, что «главный яблочник» недавно защитил в ЦЭМИ докторскую диссертацию, С.В. Прожогина тут же предложила ему стать почетным членом профсоюза РАН. Григорий Алексеевич отшутился известным анекдотом про чукчу: дескать, хорошо, почетным буду у вас, а по нечетным, оленей пасти, однако.

А что если бы он согласился? Вышел бы конфуз, потому что никаких норм, определяющих статус Почетного члена в нашем Уставе просто нет. А зря! Профсоюз РАН мог бы сильно поднять свой рейтинг, если бы привлекал к членству на почетной основе (и по возможности к  сотрудничеству на основе членства) известных политиков, ученых, журналистов и т.д. А для этого необходимо внести соответствующие дополнения в Устав. Нужны ли они? Как вы считаете?

Надежда Волчкова, Объединенная профсоюзная организация НЦЧ РАН


Присылайте отзывы и пожелания по адресу
 nadv@inbox.ru

 

Юрьев день для мэнээса

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что центральной фигурой Российской Академии наук является научный сотрудник. Он не только носитель, но и основной поставщик новых научных знаний. Каково же его положение в РАН в настоящее время? Научный сотрудник - наемный труженик, на работу его принимают при условии прохождения по конкурсу, оклад устанавливают в разы ниже "прожиточного минимума".

По сути своей деятельности научный сотрудник - творческий работник, и результативность его труда в значительной степени зависит от условий, в которых он работает. В ситуации хронического недофинансирования (объективный фактор) материальная и приборная база значительной части академических организаций, мягко говоря, приходит в упадок. Есть еще и субъективные факторы (они в основном зависят от администрации институтов), влияющие на состояние материальной и приборной базы, и что очень важно, на морально-нравственный климат, который в институтах РАН неодинаков.

Что же делать в такой научному сотруднику, если он недоволен обстановкой в своей оргагизации? Бороться за изменение ситуации? Это потребует значительного отвлечения времени, да и результат непредсказуем. Перейти в другой институт, где положение лучше? В условиях  перманентного сокращения в системе РАН это практически невозможно. Таким образом, научный сотрудник волею обстоятельств оказывается "привязан" к институту, как крестьянин к барину в условиях крепостного права. При этом ученый еще и позавидовать может крепостному: тот все же имел "Юрьев день". Такое положение "главного человека" в РАН и такое отношение к нему административного аппарата вряд ли, как говорится, отвечает требованиям текущего момента.
 К 2008 году планируется начать расходовать по 750 тысяч бюджетных рублей в год на каждого научного сотрудника РАН. Использование этих средств должно зависеть не только от администрации института, но и от самого научного работника. А это будет возможно только в условиях, когда ученый сможет свободно выбирать в Академии наук институт для реализации своих научных идей и творческого потенциала. При этом сотрудник, правда, должен будет убедить Ученый совет выбранного института в том, что именно в этом учреждении он сможет наиболее полно раскрыть свои возможности. С другой стороны, вероятность потери талантливых сотрудников и снижения научного потенциала института будет стимулировать Администрацию к созданию ученым достойных  условий для работы.

Для реализации высказанных выше предложений необходимо:

1. Учредить статус научного сотрудника РАН.

2. Организовать в Академии наук биржу труда для научных сотрудников.

Статус научного сотрудника РАН позволит ученому в случае его увольнения зарегистрироваться на бирже труда и в течение двух месяцев при сохранении базовой ставки по прежнему месту работы заниматься своим трудоустройством. При этом его переход на новое место будет квалифицироваться как увольнение переводом. Биржа труда при этом должна выплачивать научному сотруднику его базовую ставку и оказывать необходимые услуги по подбору устраивающего его варианта.

Николай Демченко

P.S. Данная статья публикуется для обсуждения. Все замечания и предложения просьба отправлять по адресу:deton@ipkonran.ru   

©РАН 2024