Письмо журналистскому сообществу России

05.09.2013

-

 

Фундаментальная наука, общество, власть и медиаторы

Положение фундаментальной науки всегда зависит от отношения к ней власть имущих. А их поведение, в конечном счете, определяется отношением к науке всего общества, разумеется, если власть обществом хотя бы отчасти избираема. Конечно, это упрощенная схема. Но она, как мы видим, в последние два десятилетия у нас в целом реализуется.

В массовом общественном сознании и во власти сейчас доминирует устойчивое представление о том, что наука, коль скоро она финансируется государством, должна быть эффективной и должна перед государством отчитываться. И если «эффективные» менеджеры во властных структурах аргументируют свою оценку состояния науки ссылками на индексы цитирования, число нобелевских лауреатов, патентов и т.п., то граждане просто повторяют расхожие стереотипы, не анализируя всю сложность ситуации. Впрочем, и управленцы из власти тоже характеризуют ее недостаточно полно.

Российская академия наук всегда финансировалась государством. Но никогда прежде власть не вмешивалась в основы организации академической науки столь грубо и разрушительно. Да, Сталин возвысил Лысенко, уничтожил Вавилова и отечественную генетику. Но не только потому, что лысенковские проекты обещали организовать высокопродуктивное сельское хозяйство гораздо дешевле, быстрее и проще, чем сложные и затратные вавиловские. Дело еще и в том, что Николай Иванович Вавилов идеологически для Сталина был чужаком, так сказать, западником. И свободным человеком – гражданином мира.

 

Еще двадцать пять лет тому назад в общественном сознании слова ученый, профессор, академик были гораздо более значимыми словами, чем ныне. Хорошо помню кампанию по выборам А.Д. Сахарова в народные депутаты СССР. Тогда она оказалась неожиданно очень успешной – благодаря солидарности сотрудников академических институтов и благодаря общественному мнению.

Сегодняшнее отношение общества к Академии наук искажено. Это результат изменения ценностных ориентаций – рынок и деньги как приоритеты во всех делах. И результат тиражирования поверхностных суждений и оценок. К сожалению, в этом повинны многие масс медиа.

Увы, даже умные и критически относящиеся к вульгарным экономическим или политическим представлениям журналисты, охотно и с некоторым ехидством задают научным работникам ключевые, по их мнению., вопросы:

- Кто должен контролировать как вы расходуете деньги государства, деньги налогоплательщиков? Разве не государство?

- Как вы можете показать эффективность вашей работы? И почему государство должно платить за исследования, не приносящие тотчас же практических результатов?

Если эти вопросы обращены к работникам Академии наук, то ответы «да, все контролировать должно государство» и «платить следует только за эффективную работу», обычно представляющиеся спрашивающим очевидными, на самом деле ошибочны. В этом случае подобные вопросы просто не нужны. Как не нужно спрашивать, например, зачем люди рожают детей и заботятся о них. Ведь без всяких вопросов понятно – дети обеспечивают будущее. А если государство требует, чтобы сотрудники Академии наук отчитывались перед ним и доказывали эффективность фундаментальных исследований – значит, государство или не понимает как работает фундаментальная наука, или притворяется и преследует на самом деле другие цели.

 

Но власть и граждане не обязаны глубоко понимать значимость всех результатов всех академических исследований. Тут нужны посредники – медиаторы. Вероятно, более всего они нужны обществу, поскольку у власти обычно есть советники. Однако от медиаторов требуется достаточно высокий уровень знаний в разных областях науки и владение пером. Можно возразить – есть же писатели, создающие научно-популярные книжки. Верно, но таких писателей и таких книг теперь мало. Да и в принципе недостаточно. Необходимо регулярно разъяснять значение фундаментальных исследований в крупных масс-медиа. Именно они формируют общественное мнение. И именно они могут помочь разрушить искаженные представления о российской академической науке и нелепые стереотипы. Их не так много, но они распространены очень широко.

Характерны, например, высказывания мастера популизма В.В. Жириновского о том, что после 40 лет ученый не способен творить, что в академических институтах сидят бездельники и т.п. Важно, что его высказывания ложатся на подготовленную почву и Жириновский об этом хорошо знает. Знают об этом и «эффективные» менеджеры.

Вот, пожалуй, самые распространенные стереотипы искаженного массового сознания

· Академики это престарелые, бесполезные и жадные люди, цепляющиеся за свои стипендии, отвергающие все новое, не умеющее даже пользоваться компьютером.

· Сотрудники академических институтов, презираемые академиками, это их рабы. Занимаются они абстрактной ерундой, а не необходимыми стране задачами.

· Академия наук бесконтрольно проедает государственные деньги и бесконтрольно пользуется государственным имуществом (недвижимостью, землей, оборудованием), наживаясь на его расхищении или эксплуатации не по назначению. Измениться, навести у себя порядок сама Академия не способна.

 

Масс-медиа не должны тиражировать эти стереотипы. Более того, им следовало бы приложить специальные усилия, чтобы в обществе формировалась иная, адекватная оценка труда и достижений сотрудников Российской академии наук и всех ученых, посвятивших жизнь фундаментальным исследованиям.

Тут уместно напомнить об одном из двух нобелевских лауреатов, открывших «двойную спираль» - о Фрэнсисе Крике. Он не удосужился своевременно защитить диссертацию, занимался то одной, то другой темой, с любопытством заглядывал в самые разные лаборатории и слыл среди коллег человеком разбрасывающимся, недостаточно целеустремленным, почти бездельником. Но оказался соавтором открытия, определившего развитие современной молекулярной биологии.

Именно так в коллективах, вовлеченных в фундаментальные исследования с их атмосферой научной свободы, с возможностями заниматься «чем угодно», могут совершаться важнейшие непредсказуемые открытия. Именно атмосфера свободного познания представляет собой особую ценность фундаментальной науки. И если общество понимает это и соглашается расходовать свои ресурсы на фундаментальную науку, оно имеет будущее.

В последние десятилетия ученые нашей Академии наук трудились продуктивно, их работы заслужили международное признание. К сожалению, систематического популярного описания их важнейших достижений в масс-медиа не появлялось. Между тем, история открытия и исследования подледного антарктического озера «Восток» могла бы, например, послужить сюжетом для серии увлекательных популярных газетных и журнальных статей. Как и главы из блестящей книги С.Э. Шноля «Герои, злодеи, конформисты отечественной науки» (2009, третье издание). Книгу можно считать образцом жанра. Знать ее полезно всем журналистам, рассуждающим о фундаментальной науке, о готовящейся сейчас правительственной реформе Российской академии наук.

Безусловно, не только журналисты, но и ученые должны способствовать распространению объективных представлений об академической науке. Нужны пресс-релизы, брифинги, может быть. специальный бюллетень, нужен популярный интернет-ресурс.

 

В заключение повторю актуальнейший призыв, обращенный к медиаторам – представителям масс-медиа: пожалуйста, не тиражируйте вульгарные стереотипы! Пишите и говорите о фундаментальной науке со знанием дела.

 

Дроздов Александр Владимирович ,

ведущий научный сотрудник,

кандидат географических наук

Институт географии РАН, Москва. drozdov2009@gmail.com

 

©РАН 2017