Заседание Президиума Российской академии наук 13 апреля 2004

13.04.2004

13 апреля 2004 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук. Заседание открылось церемонией вручения лауреатам дипломов о присуждении премий имени выдающихся ученых.

13 апреля 2004 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук.
Заседание открылось церемонией вручения лауреатам дипломов о присуждении премий имени выдающихся ученых.
Дипломы вручил президент РАН академик Осипов Юрий Сергеевич. (Дипломы были вручены Бревнову Н.Н. (РНЦ "Курчатовский институт", Стефановскому А. М., Щербак А.Ф. (Министерство образования и науки), Золотову Ю.А., Москвину Л.Н. (С.-Петербургский гос.университет), Спивакову Б.Я., Каплунову Д.Р., Трубецкому К.Н., Чаплыгину Н.Н. (Институт проблем комплексного освоения недр)

Президиум заслушал научное сообщение "Алюминевые сплавы в создании авиаракетной и ядерной техники". Докладчик - академик Фридляндер Иосиф Наумович (ГНЦ "ВНИИ авиационных материалов").
Алюминиевые сплавы являются основным конструкционным материалом для самолетов, ракет и ядерной техники. История авиационных алюминиевых сплавов такова: в 1911 г. немецкий ученый Альфред Вельн установил, что, если сплав алюминия, содержащий n %Cu и 0,5% Mg закалить и оставить на воздухе, то сплав сильно упрочняется - происходит процесс, называемый старением. Электронные микроскопические исследования показали, что в этом случае атомы меди скапливаются в огромное количество мельчайших зон. Эти зоны вызывают искажение кристаллической решетки и повышение прочности. В США увеличили содержание Mg до 1,5% и получили хороший сплав марки 2024. Мы познакомились с этим сплавом в 1946 г., когда на Дальнем Востоке появились американские бомбардировщики ("летающие крепости"). Летчики рассчитывали на хороший прием союзников, но по распоряжению И.В. Сталина летчики были высланы, а самолеты воспроизведены без каких-либо изменений. Всего было построено более 600 самолетов, которые назвали "ТУ-4". Именно с такого самолета была сброшена над Казахстаном атомная бомба, что положило конец . атомной монополии США.
В докладе рассмотрены этапы развития истребителей, бомбардировщиков, военно-транспортных самолетов, жидкостных и твердотопливных ракет, разработки оптимальных алюминиевых сплавов. Большое внимание уделено концепции безопасной поврежденности. Это исключительно важно для больших самолетов , которые рассчитаны на перевозку 300-400 человек и ресурс которых увеличен до 60 тыс. часов. При применении старой методики расчетов, не учитывающей трещины, машины становятся очень тяжелыми и не в состоянии поднимать планируемое количество пассажиров и грузов. Приходится допускать трещины, но они не должны приводить к разрушению конструкции. Это и есть концепция безопасной поврежденности.
В Боинге 777 допускаются трещины длиной до 1 м., но они не приводят к разрушению самолетов. Это не означает, что самолеты допускаются к эксплуатации с такими трещинами. При посадке самолеты тщательно осматривают и при появлении даже небольшой трещины производятся мероприятия по их нейтрализации. В 2004 г. В воздух поднялся огромный новый европейский самолет А-380, в 2006 г. планируется начало его регулярной эксплуатации. VIP-класс самолета оснащен бассейном, теннисной площадкой и отдельными каютами. Для таких самолетов трещины вообще недопустимы.
Большое внимание в докладе уделено сверхскоростным ядерным центрифугам для получения обогащенного урана 225, который используется для изготовления ядерных бомб и в качестве топлива для атомных электростанций. Центрифужная технология позволяет во много раз сократить расход топлива и электроэнергии по сравнению с термодиффузионным методом поглощения урана 235, используемым в США, где не удалось освоить центрифужный метод. В 2004 г. президент Буш предъявил КНДР ультиматум, требуя отказа от программы обогащения урана 235, ибо урановая технология изготовления бомб проще и надежнее плутониевой. Переговоры по этому поводу ведутся комиссией, включающей представителей США, Японии, Китая, России, КНДР и Южной Кореи.

(Полный текст доклада можно получить, обратившись в пресс-службу РАН).

Научное сообщение вызвало большой интерес присутствующих, получило высокую оценку членов президиума и вызвало очень оживленное обсуждение.

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.

©РАН 2020