Плавильный котел для ученых

22.01.2010

США выгодно вкладывать средства в академическую сферу...

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player. Национальный фонд науки США (NSF) подсчитал, сколько зарабатывают представители разных профессий, приехавшие в Штаты на работу (речь о визе H1-B для квалифицированных работников). Те иностранцы, кто работает в сфере журналистики и писательства, получают в среднем $38 200 в год, а те, кто работает в области религии, – $37 400. И ни тем, ни другим не помогают ни магистерский диплом, ни докторская степень: зарплата в обоих случаях будет не сильно отклоняться от среднего. Выходит, представителям этих профессий эмигрировать в Штаты есть смысл только на ранней стадии карьеры, когда они еще не так уж много знают и умеют.

Совсем другое дело – ученые. Приезжие математики и физики даже с дипломом бакалавра в среднем могут рассчитывать на $58 500. Правда, наличие докторской поднимет зарплату всего на $3000. Но возьмем представителей социальных наук: политологов, экономистов, социологов – хотя стартовая зарплата у них пониже, $54 100, магистр может претендовать уже на $64 000, а доктор – на $77 600. Неплохо обстоят дела и у инженеров, медиков, исследователей компьютерных технологий. Судя по расчетам NSF, в ближайшие годы ничего принципиально не изменится. За последние 25 лет число ученых и инженеров в США выросло в 2 раза и стабильно растет дальше, в 1,5–2 раза быстрее, чем общая численность рабочей силы. Люди этих профессий хорошо зарабатывают: 50% наиболее высокооплачиваемых работников в этих отраслях получают в среднем $70 600 в год, тогда как медианная зарплата жителей США составляет $31 400. Ученые и инженеры меньше подвержены безработице: по данным на сентябрь 2009 г., среди них она составляла 5,5% при общей безработице на уровне 9,7%.

 И Штаты все больше при этом полагаются на приезжую рабочую силу: уже в 2003 г. 15% научных работников и инженеров с дипломом бакалавра и около трети с докторской степенью были иностранного происхождения. А среди инженеров с PhD иностранцев и вовсе было больше половины. Больше всего в Штатах ждут, очевидно, компьютерщиков, физиков, математиков, но и представители социальных наук тоже востребованы: иностранцев среди уже работающих бакалавров больше 10%, а среди докторов – почти пятая часть. NSF вычислил, например, что около половины приезжих, защитивших докторскую по политологии, получают бессрочную профессорскую должность (tenure) или становятся кандидатами на такую должность (tenure-track) в течение 1–5 лет. США – далеко не лидер по доле науки в ВВП. По доле расходов на исследования (2,7%) они сильно уступают Израилю, Швеции и Японии с Южной Кореей. Но по абсолютным объемам их никому не догнать: на Штаты приходится больше трети мировых расходов ($369 млрд) в области науки и исследовательских разработок. Все больше (в 2007 г. уже около 2/3) этих инвестиций обеспечивают корпорации. При этом Штаты – абсолютный лидер и по финансированию университетской науки. Это $50 млрд в год, втрое больше, чем в Японии, и в 30 раз больше, чем в России. В 2006 г. американские университеты выдали больше всех в мире дипломов о присвоении научной степени, опередив Китай, Великобританию, Германию и даже Россию, где выдача кандидатских дипломов поставлена на поток. Что касается распределения расходов, то больше 90% американских $50 млрд получают «естественники».

 Больше всего вузовским гуманитариям повезло в Испании и Японии, где на эти направления приходится около трети расходов. Россия – где-то посередине: примерно 81% выделяется на естественные науки, остальное – на гуманитарные. Вузовская среда США контрастирует со средним образованием, которым многие родители и эксперты недовольны. Если взять, например, математику, то в международном исследовании TIMSS американские ученики 4-го класса в среднем получили баллы ниже, чем в России, Японии, Сингапуре и т.д., хоть и опередили страны вроде Италии, Чехии и Норвегии. А в другом глобальном тесте PISA 15-летние американцы отстали от большинства участвовавших стран. Зарплаты школьных учителей также растут медленнее, чем у представителей других профессий. Но хотя администрация Барака Обамы обещает школе новые реформы, понятно, что большого прорыва не будет. Ведь на экспорт школьное образование все равно не поставишь.

Куда выгоднее вкладывать в академическую сферу: это не только ценный мех, то есть отдача на инвестиции, но и ежегодный приток десятков тысяч лучших умов из Южной Кореи, Китая, Индии и многих других стран. В 2007 г. 25% всех американских аспирантов и более половины «постдоков» прибыли в страну по временной визе. И почти две трети, как показывает статистика, предпочли остаться. Кризис немного подорвал привлекательность США для приезжих, а некоторые американские выпускники все больше интересуются вакансиями в Китае. Но ученые и изобретатели не перестанут ехать в Штаты. Экспортируем вузовское образование, взамен получаем инженеров, биологов и экономистов – это американская модель.

Slon.ru

©РАН 2020