http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=4b1c78f7-3319-47b1-922e-efe6565090a5&print=1
© 2024 Российская академия наук

КАРТ-БЛАНШ. СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ УЧЕНЫХ – ПРОЦЕСС НЕИЗБЕЖНЫЙ

02.08.2016



 

КАРТ-БЛАНШ. Сокращение численности ученых – процесс неизбежный

02.08.2016

Возможно, Министерство образования и науки РФ лишь слегка поспешило с его официальным объявлением

Андрей Ваганов

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов – ответственный редактор приложения «НГ-наука».

Со ссылкой на документ Министерства образования и науки РФ появилось сообщение, что к 2019 году может быть уволено (сокращено) около 10 тыс. ученых. Официальный представитель Минобрнауки опроверг информацию о планируемом массовом увольнении научных сотрудников. Однако в научном сообществе очень серьезно отнеслись к этому якобы опровергнутому сообщению.

Недостаток средств на госпрограмму «Развитие науки и технологий» приведет к масштабным увольнениям среди ученых. Доля научной госпрограммы в общих расходах бюджета сократится с 0,98% в 2015 году до 0,87% в 2019-м, говорится в документах Минобрнауки, подготовленных к бюджетному совещанию у премьер-министра Дмитрия Медведева. Прежде всего сокращения коснутся двух научных структур: академических институтов, которые сегодня принадлежат Федеральному агентству научных организаций (ФАНО), и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Издание «Газета.RU» со ссылкой на копию документов Минобрнауки сообщает, что в связи с недостатком средств на госпрограмму «Развитие науки и технологий» к 2019 году в России под сокращение могут попасть 10,3 тыс. ученых.

Вчера директор департамента информационной политики Минобрнауки Анна Усачева опровергла информацию о планируемом массовом увольнении научных сотрудников. «Усачева… подчеркнула, что сокращений ученых и научных сотрудников также не планируется», – передает Интерфакс. Таким образом, вроде бы «инцидент исчерпан». В самом негативном варианте появившуюся информацию можно расценивать как своеобразный пробный камень. Однако в академических кругах так не считают.

«Все пробные камни уже давно были брошены, – подчеркнул в беседе с «НГ» член-корреспондент РАН, попросивший не называть его имени. – Надо понимать, что информация о сокращении численности научных работников – это отнюдь не инициатива только Министерства образования и науки. Это – оглашение раньше и выше принятого решения. А министерство просто слишком резко и рьяно бросилось его выполнять. И последовавшее опровержение означает, что министерских просто слегка одернули. Но суть от этого не меняется: сразу же после начала реформы Академии наук в 2013 году нам было заявлено фактически, что вас, ученых, много и вы не нужны в таком количестве».

Действительно, в докладе Российской академии наук президенту РФ и в правительство РФ «О состоянии фундаментальной науки в Российской Федерации. Москва 2016» отмечается, что за последние 15 лет (2000–2014) число исследователей, выполняющих фундаментальные исследования в области естественных наук, сократилось примерно на 10 тыс. человек, а в области технических наук – на 20 тыс. человек!

«Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы представить себе, что последует за реструктуризацией. Правильно – то самое «сокращение», о необходимости которого не говорили только самые ленивые (скрытные?) из числа наших выдающихся «реформаторов» науки, – считает академик Михаил Садовский из Института электрофизики Уральского отделения РАН. – Судьба институтов, которые устоят против продавливаемых сверху реформ, тем более неясна. В целом очень похоже, что в ближайшие годы российскую науку ждет дальнейшая деградация и маргинализация, скатывание на уровень стран третьего мира с исключительно сырьевой экономикой. Оптимистический сценарий пока что вообще не просматривается, а ждать осталось уже совсем недолго...»

Впрочем, есть и другие мнения. Так, вице-президент РАН, директор Института космических исследований РАН, академик Лев Зеленый подчеркнул в беседе с «НГ», что скорее всего речь идет не о директивном сокращении численности научных сотрудников, а о применении критериев эффективности институтов, которые разработал Научно-координационный совет при ФАНО. «Есть оценка эффективности институтов, – отметил академик Зеленый. – Этот процесс еще не завершился. Тем более что разработанные критерии эффективности институтов и процедура, основанная на них, еще не применялись. В нашем институте – точно. Например, у нас в ИКИ постоянная ротация кадров, и какие-то дополнительные насильственные действия здесь не нужны. Я надеюсь, что никакого административного восторга в ФАНО не будет».

Как бы там ни было, но в чем не откажешь Минобрнауки, так это в последовательности. Еще Борис Салтыков, министр по науке и технической политике РФ (1991–1996) вошел в историю со своей знаменитой фразой: «Науки в России слишком много, и государство больше не сможет поддерживать ее на прежнем уровне».

Министр образования и науки РФ (2004–2012) Андрей Фурсенко осенью 2004 года выступил с предложением: государство должно поддерживать только достаточно «эффективные» из научных направлений, причем судить об эффективности или неэффективности должно было само министерство.

Напомним, президент РФ Владимир Путин в мае 2012 года подписал пакет указов, в соответствии с которыми к 2018 году зарплата преподавателей вузов и научных сотрудников должна вдвое превысить среднюю по региону. Однако выполнить это требование в условиях, когда общий объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета за последние два года сократился на 10,5% (по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики»), похоже, действительно можно, только сокращая численность научных кадров.