Облет Марса следует предпринять до новой высадки на Луну

15.05.2012

Ядерный российский двигатель может быть использован для полета на Марс

Люди должны вернуться на окололунную орбиту, побывать на околомарсианской орбите и исследовать дальние окрестности Земли, прежде чем предпринимать новую попытку высадки на Луну и на Марс, считает член спецкомиссии НАСА по пилотируемым полетам Эдвард Кроули (Edward Crawley).

Выступая на лекции в МГУ, Кроули, который также является основателем и президентом Сколковского технологического института, рассказал о рассматриваемых в США вариантах дальнейшего развития пилотируемых полетов в космос.

По его словам, комиссия (Human Space Flight Plans Committee) выработала несколько вариантов дальнейших исследований космоса с помощью пилотируемых экспедиций. Конечной их целью признана высадка на Марс.

"Но мы должны не просто коснуться Марса, мы должны там остаться, мы должны научиться работать и жить за пределами околоземной орбиты", - сказал Кроули.

Он напомнил, что с 1970-х годов не было пилотируемых экспедиций за пределы низкой околоземной орбиты. "А ведь МКС ближе к Москве, чем Санкт-Петербург", - заметил Кроули.

Однако комиссия полагает, что отправиться на Марс прямо сейчас - слишком сложная и нереалистичная задача. "Он не должен быть нашим ближайшим местом назначения. При этом только "подготовительных" полетов на Луну будет недостаточно", - сказал Кроули.

По его словам, подготовленные комиссией варианты так называемого "гибкого плана" - плана промежуточных экспедиций, предпринимаемых до высадки на Марс - предусматривают разные последовательности полетов к точкам Лагранжа, облетов Луны, полетов к околоземным астероидам, долговременного пребывания на орбите Луны.

В частности, путешествие к точке Лагранжа (точке равновесия гравитационных сил в системе двух тел) системы Земля - Луна позволит создать там опорную базу для более дальних экспедиций, экспедиция к точке Лагранжа системы Земля - Солнца - провести исследования Солнца и проверить, как человек может переносить воздействие солнечного ветра без защиты земной магнитосферы.

Следующей стадией может быть экспедиция к астероиду, сближающемуся с Землей. "Это интересно, в частности, потому, что падение таких астероидов представляет собой угрозу для нашей планеты, и их исследование может помочь понять, как предотвратить эту угрозу", - отметил Кроули. Он добавил, что сама длительность полета к астероиду сопоставима с длительностью марсианской экспедиции.

Только на следующей стадии, после облета Луны, и полетов к точкам Лагранжа, и пролета рядом с Марсом (а, возможно, и после выхода на околомарсианскую орбиту) следует совершить высадку на Луну. "Облет Марса будет до посадки на Луну", - сказал Кроули.

Он отметил, что стоимость лунной экспедиции может составить 60 миллиардов долларов. "Поэтому имеет смысл распределить эти расходы на более долгий срок", - сказал эксперт.

Кроули подчеркнул, что осуществить все эти экспедиции возможно только в тесном международном сотрудничестве - с Россией, Европой, и может быть даже с Китаем.

Он добавил, что пока планы, разработанные комиссией, еще обсуждаются, но они близки к принятию.

***

Ядерную энергоустановку для корабля будущего могут создать к 2017 году

Главным технологическим вкладом России в международную экспедицию к Марсу могут быть ядерные двигатели, а также методы адаптации и сохранения здоровья космонавтов, считает, считает член спецкомиссии НАСА по пилотируемым полетам Эдвард Кроули (Edward Crawley).

Выступая в МГУ с лекцией, посвященной американским планам пилотируемых исследований космоса, Кроули подчеркнул, что ни одна страна не в силах самостоятельно осуществить пилотируемый полет к Марсу. В этом проекте, по его словам, должны объединить усилия и США, и Россия, и Европа, а возможно, что и Китай.

"Может быть востребован российский опыт в сфере разработки ядерных двигателей, я думаю, у России есть очень большой опыт, как в разработке ракетных двигателей, так и в ядерных технологиях. У нее есть также большой опыт адаптации человека к условиям космоса, поскольку российские космонавты совершали очень долгие полеты", - сказал Кроули журналистам после лекции, отвечая на вопрос о том, какие именно российские технологии могут быть востребованы для такого полета.

В 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев распорядился создать космический транспортно-энергетический модуль на основе ядерной энергетической установки мегаваттного класса. На разработку всего проекта потребуется 17 миллиардов рублей на девять лет. Из этих средств 7,245 миллиарда рублей выделено Росатому на создание реакторной установки (этим будет заниматься НИКИЭТ). Центр имени Келдыша будет создавать ядерную энергодвигательную установку, на что планируется потратить 3,955 миллиарда рублей, а РКК "Энергия" - сам транспортно-энергетический модуль, на что выделено 5,8 миллиарда рублей.

Идея применения ядерных двигателей на космических аппаратах не нова: решение о разработке ядерных ракетных двигателей в СССР в 1960-е годы принимали еще академики Мстислав Келдыш, Игорь Курчатов и Сергей Королев. Подобные разработки велись не только в СССР, но и в США.

На заре космической эпохи ученые пытались создать ядерный ракетный двигатель, в котором рабочее тело, создававшее тягу, нагревалось непосредственно в реакторе. Однако такие установки давали "выхлоп" крайне высокой радиоактивности.

Новый проект предполагает использование ионных электрореактивных двигателей, в которых реактивная тяга создается за счет ускоренного электрическим полем потока ионов. Ядерный реактор "поставляет" необходимый для этого процесса электрический ток, и радиоактивные вещества не попадают во внешнюю среду.

Предполагается, что рабочим телом в двигателе будет ксенон.

В соответствии с картой проекта на 2018 год планируется подтвердить повышение, по сравнению с традиционными, уровня электрической мощности космических систем в 30 раз и экономичности маршевых двигательных установок в 12 раз.

РИА Новости.

 

Подразделы

Объявления

©РАН 2020