Академику Алешину Борису Сергеевичу - 65 лет!

03.03.2020

Юбилей академика Алешина Бориса Сергеевича

Академик
Алешин Борис Сергеевич

  (jpg, 49 Kб)

Борис Сергеевич Алешин родился 3 марта 1955 года в Москве.

В 1978 году окончил Московский физико-технический институт по специальности «Системы автоматического управления», в1978-1979 гг. — инженер Научно-исследовательского института автоматических систем, далее — аспирантура МФТИ. В 1979-2000гг. — в Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем (ГосНИИАС): прошел путь от инженера до первого заместителя начальника института, коммерческого директора, возглавлял «Центр микроэлектроники авиационной промышленности». С 2000 года — статс-секретарь, первый заместитель министра промышленности, науки и технологий. В 2001-2003 гг. — председатель Госкомитета РФ по стандартизации и метрологии. В 2003-2004 гг. — заместитель главы Правительства по промышленной политике. В 2004-2007 гг. — руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром). С 2005 года — член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», в 2007- 2008 гг. — президент Группы «АвтоВАЗ». В 2008- 2009 гг. — президент ОАО «АвтоВАЗ». В 2009-2015 гг. — генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института «ЦАГИ». С 2015 года — советник президента Объединённой авиастроительной корпорации по науке и технологиям; научный руководитель, председатель Наблюдательного совета, председатель Экспертного совета ФГБУ «Национальный Исследовательский Центр «Институт им. Н.Е. Жуковского»; председатель Совета директоров холдинга «РАМПОРТ АЭРО», заместитель председателя ООО «СоюзМаш России».

Зав. кафедрой«Автоматизированные комплексы систем ориентации и навигации» МАИ.

Член-корреспондент РАН с 2003 года, академик РАН c 2016 года —Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления.

Специалист в области процессов управления и авионики.

Академик Б.С. Алешин — крупный учёный в области создания сложных информационных систем, бортовых цифровых управляющих комплексов, программного обеспечения и его тестирования. Он занимался разработками математических методов моделирования бортовых вычислительных систем для самолётов МиГ-29 и Су-27.

Сферы научной деятельности Б.С. Алешина: устойчивость движения механических систем; управление движением механических систем, теория гироскопических и навигационных систем; интеллектуальные динамические системы; встроенные интеллектуальные системы и системы управления; навигация, наведение и управление подвижными объектами; комплексирование и обработка информации в технических системах.

С 1992 года занимался разработкой новейших логистических методов в области проектирования больших информационных систем. Работа Б.С. Алешина в ЦАГИ была нацелена на совершенствование ключевой для страны отрасли авиастроения — во многом успехи в создании большинства баллистических ракет, ракет-носителей и возвращаемых на Землю космических аппаратов обусловлены отработкой их конструкции в ЦАГИ.

Основные научные результаты Б.С. Алешина:

- сформулированы методы алгоритмического обеспечения и выбора архитектур отказоустойчивых бортовых управляющих комплексов, микропрограммного управления сверхбольшими интегральными схемами мультиплексных каналов связи цифровых управляющих комплексов, а также памяти бортовых ЦВМ с множественным доступом;

- разработаны и созданы программно-аппаратные средства проектирования вычислительных сетей комплексов авионики, работающих в реальном времени для гражданской и военной авиации;

- разработан теоретико-множественный подход к определению точностных и операционных характеристик, выбору оптимальных коэффициентов масштабирования, критических путей и минимальных тестовых покрытий графов программ управления оружием;

- предложены новые методики метрологического обеспечения статических и динамических испытаний при существенном повышении точности поверок контроля масс движущихся объектов;

- теоретически обоснованы, разработаны и созданы технические средства обработкии распознавания объектов в сложных условиях с использованием когерентно-оптических методов на основе параллельных вычислений, развиты методы оптимальной фильтрациив системах навигации и управления боевой авиации;

- предложена и разработана методология отраслевого научно-технологического прогнозирования и управления исследованиями и разработками в авиационной науке и технике.

Б.С. Алешиным разработаны методы моделирования различных динамических систем, позволяющие отрабатывать бортовые комплексы для боевых самолетов; разработаны теоретические основы и реализованы комплексные технологии идентификации продукции на основе обработки сложной машиночитаемой информации и высокоэффективных автоматических систем для наблюдения и распознавания различных объектов; разработаны принципы построения, структура и алгоритмы цифровых резервированных систем управления самолетов транспортной категории; сформулирована концепция введения элементов искусственного интеллекта в контур автопилота самолетов и вертолетов для обеспечения глубокой реконфигурации и адаптации к условиям эксплуатации, разработаны теоретические основы и осуществлены экспериментальные исследования по созданию автономных рулевых приводов системы управления летательных аппаратов с электрическим силовым питанием; разработаны фундаментальные принципы и методология современной системы управления созданием непрерывно обновляемого научно-технического задела в авиастроении, основанные на использовании методики оценки уровней технологической готовности и системной интеграции технологии, как основного инструмента управления авиационными проектами; разработана концепция и сформулированы принципы и архитектура комплексной системы ситуационного моделирования в части верификации результатов научно-технической деятельности в авиастроении.

Б.С. Алешин приобрел широкую известность как государственный деятель. Возглавив Госстандарт перед проведением важной реформы стандартов и сертификатов, всемерно способствовал ее успешной реализации. К его заслугам нужно отнести разработку закона по теме технического регулирования, в корне меняющего бывшую систему ГОСТов с переводом всей сферы на рыночные рельсы; этот закон получил высокую оценку и в России, и в Евросоюзе. Деятельность Б.С. Алешина в Правительстве РФ отмечена преобразованиями в области оборонно-промышленного комплекса, активным решением вопросов в области промышленной, инвестиционной, научно-технической и инновационной политики, поддержкой предпринимательского сообщества. Б.С. Алёшин был в числе разработчиков одного из основных стратегических документов развития российского авиапрома, по которому отрасль живет и по сей день — федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».

Руководит школой молодых ученых. Под его руководством сложилась и успешно работает научная школа в области навигационного приборостроения — в ней было подготовлено более 400 дипломированных специалистов.

Автор185 научных работ, из них 8 монографий, 9 авторских свидетельств и патентов.

Ряд лет состоял членом Бюро ОЭММПУ РАН. Член Научного совета РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию. Член Наблюдательного Совета НП «Союз авиапроизводителей».Заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России».Член Научно-технического совета ВПК Правительства России.

Председатель Экспертного совета по научно-техническому сопровождению реализации Государственной программы РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025гг.», член ряда других научных и специализированных советов.

Председатель Экспертного совета по методическому и организационному обеспечению научно-технического сопровождения реализации государственной программы РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025гг». Председатель Совета директоров ООО Группа Кронштадт.

Член Общественной палаты РФ, председатель Комиссии по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка.

В 2011-2012 гг. — президент Международной организации по стандартизации (ИСО).

Входит в состав ученого совета МАИ.

В период 2009-2013 годы возглавлял Союз гандболистов России.

Награжден Орденом Почета, орденом«За заслуги перед Отечеством» IV ст.

Лауреат государственной премии РФ в области науки и техники.

Ему вручена Почетная грамота Правительства РФ.

Имеет звание «Почетный авиастроитель».

 

Подразделы

Объявления

©РАН 2024