Академику Спасскому Игорю Дмитриевичу - 95 лет!

02.08.2021

Юбилей академика Спасского Игоря Дмитриевича

Академик
Спасский Игорь Дмитриевич

 (jpg, 42 Kб)

Игорь Дмитриевич Спасский родился 2 августа 1926 года в г. Богородск (ныне — г. Ногинск) Московской губернии.

Поступил в Военно-Морскую спецшколу (за два дня до начала войны), по завершению был направлен в Бакинское Военно-Морское подготовительное училище (10-й класс), далее — на учебу в паросиловой факультет Высшего Военно-Морского инженерного ордена Ленина училища им. Дзержинского в Ленинграде, которое окончил в 1949 году с присвоением квалификации инженер-механик и звания инженер-лейтенант. Участвовал в достройке легкого артиллерийского крейсера «Фрунзе» на Черноморским флоте. С 1950 года участвовал в разработке подводных лодок в СКБ-143 (впоследствии было объединено с ЦПБ «Волна», образовав КБ «Малахит»). С 1953 года — в КБ-18 (в настоящее время ЦКБ «Рубин»): с 1956 года — заместитель главного инженера, с 1968 года — главный инженер, с 1974 года — главный конструктор, возглавляющий бюро, с 1983 года глава бюро стал называться Генеральным конструктором ЦКБ морской техники «Рубин». С 2007 года — научный руководитель по специальной тематике.

Преподавал на кафедре «Общее проектирование» Ленинградского кораблестроительного института (ныне — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет).

Член-корреспондент АН СССР c 1984 года, академик АН СССР c 1987 года — Отделение проблем машиностроения, механики и процессов управления.

Академик И.Д. Спасский — крупный ученый и специалист в области специального кораблестроения, который внес основополагающий вклад в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала России, базирующейся на подводных лодках Военно-морского флота. Фактически благодаря ему был создан стратегический подводный флот России: он автор проектов четырех поколений советских и российских дизельных и атомных субмарин; разрабатывал проекты атомных подводных лодок с межконтинентальными баллистическими, а также с крылатыми ракетами. В начале профессиональной деятельности лично прошел на подводных кораблях более 40 тыс. км. — экватор Земного шара.

Кандидат технических наук с 1973 года, доктор технических наук с 1978 года, профессор по кафедре проектирование судов с 1984 года.

И.Д. Спасским разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих высокую эффективность и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определен оптимальный объем автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики.

Как генеральный конструктор И.Д. Спасский был ведущим разработчиком всех подлодок бюро «Рубин», в частности: атомных подводных крейсеров стратегического назначения — проекта 667БДР «Кальмар», проекта 941 «Акула», проекта 667БДРМ «Дельфин»; атомных подводных ракетных крейсеров — проекта 949 «Гранит»; проекта 949А «Антей». В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных), которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов. В том числе — самых малошумных подлодок, местонахождение которых практически невозможно определить, однако оснащенных самым современным оружием. И то, что мы сегодня имеем лучшие в своем классе ракетные подводные атомные крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей» и многоцелевые подводные атомные крейсера проекта 885 «Ясень», созданные его учениками — заслуга в первую очередь И.Д. Спасского.

И.Д. Спасский возглавлял ЦКБ МТ «Рубин» 33 года, в частности, на этот период пришлись тяжелейшие 90-е годы. И то, что выжил «Рубин», сохранен его уникальный научный коллектив, а с ним и потенциал нашего атомного подводного судостроения — этим мы обязаны именно Генеральному конструктору. С развалом СССР резко упал спрос на атомные подводные лодки (количество государственных заказов). Однако обоснованная и твердая позиция И.Д. Спасского определила сохранение в составе ВМФ многих субмарин, в том числе дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), и создание целого семейства малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке. Он продолжил работу над атомными субмаринами, включая новый проект подводной лодки четвёртого поколения — «Юрий Долгорукий» (заложена в 1996 году).

Чтобы удержать ЦКБ, он расширил сферу его деятельности — узкоспециализированное конструкторское бюро превратилось в современное многопрофильное предприятие. Здесь началась разработка и постройка нефтяных платформ (вместе с фирмой Halliburton), которые используются сейчас при добыче нефти вокруг острова Сахалин, в Охотском море и неподалёку от побережья Южной Кореи.

Другим важным проектом «Рубина» был «Морской старт» — плавучий космодром, созданный из переделанной нефтяной платформы. Так как космодром расположен в экваториальной части Тихого океана, где имеются оптимальные условия для запуска ракет-носителей (можно максимально эффективно использовать инерцию вращения Земли), запуски с него почти в десять раз дешевле, чем предлагаемые НАСА. И.Д. Спасский был главным конструктором морской части проекта.

И.Д. Спасский руководил такими экзотическими проектами, как строительство грузовой подлодки для круглогодичных операций в Северном Ледовитом океане и морская ледостойкая платформа для добычи нефти с океанского шельфа, и даже более скромными проектами вроде модернизации городских трамваев.

Он убедил коллектив в следующей идеологии: подлодка — очень сложное техническое средство, поэтому умение специалистов ЦКБ решать разные задачи как в военном, так и в гражданском сегменте — позволяет привнести что-то новое, нетрадиционное в оба эти сегмента. Именно такое понимание и военной, и гражданской тематики дало возможность «Рубину» оставаться на передовых рубежах во многих областях.

Вот подтверждение: И.Д. Спасский стал также генеральным директором консорциума (в него входят ЦКБ «Рубин», Адмиралтейские верфи и несколько других судостроительных предприятий), строящего неядерные субмарины для российских ВМС (например, дизель-электрические субмарины проекта 677 «Лада») и на экспорт — для Индии, Польши и некоторых других стран (например, подлодки «Амур» или «Садко» — так называемые «туристические субмарины»).

Конструкторам удалось невероятное — не просто создать «неслышимый» корабль, когда его невозможно обнаружить на фоне естественного шума моря, но и заложить в проект колоссальные резервы для его дальнейшей модернизации.

Еще шаг: если раньше в советское время проектировали 5-6 типов субмарин, то сейчас пришли к выводу, что их будет всего три: а) стратегические, несущие баллистические ракеты, дальнобойные с большим количеством головок; б) многоцелевые с крылатыми ракетами и торпедным оружием; в) дизель-электрические.

Так ЦКБ МТ «Рубин» стал одним из мировых лидеров в проектировании подводных лодок: за 120-летний период деятельности тут накоплен огромный опыт создания подводных лодок различных классов и этот опыт сегодня успешно используется при создании как военной, так и гражданской техники.

Многое сделано ЦКБ для Санкт-Петербурга. Под руководством И.Д. Спасского создан и успешно функционирует первый в городе международный бизнес-центр «Нептун» с высококлассной гостиницей, происходило воссоздание музея-квартиры А.С. Пушкина и Литературного кафе, осуществлялась реконструкция исторического здания в центре Санкт-Петербурга, создание на его основе современного международного бизнес-центра «Атриум на Невском 25». Регулярно оказывалась благотворительную помощь учреждениям медицины, культуры, образования, спорта и православной церкви — Психоневрологическому дому ребенка № 3, Нейрохирургическому институту им. А.Л. Поленова, Педагогической гимназии № 227, детско-юношеской школе Олимпийского резерва и др. Большая организационная и финансовая поддержка была оказана Русскому музею в подготовке и проведении его 100-летнего юбилея. Являясь главой Попечительского Совета Фонда «Памятники Российского Флота», И.Д. Спасский провел организаторскую работу по созданию и открытию в Санкт-Петербурге к 300-летию Российского Флота памятника «Слава Российскому Флоту».

О важной странице в жизни И.Д. Спасского — он являлся научным руководителем операции по подъему АПЛ «Курск». Эта трагедия, оказавшаяся сразу в центре внимания мировой политики и мировой прессы, случилась 12 августа 2000 года — атомная подлодка «Курск» затонула в Баренцевом море из-за взрыва двух торпед, погиб весь экипаж 118 человек. Все тогда осознали ответственность груза, лежащего на морском дне — 2 реактора, 24 крылатых ракеты, боезаряд торпед; общий груз около 10 тыс. тонн, крупные размеры. Можно ли это поднять этот предмет без подскоков, встрясок, дифферентов, кренов и пр.? Опасность реальная — нигде в мире такого опыта не было.

Поскольку АПЛ класса «Антей» была спроектирована ЦКБ МТ «Рубин», а Генеральным конструктором был И.Д. Спасский, именно к нему и обратились за разъяснением причин аварии. Причина такова: в результате теплового взрыва торпеды, где была взорвана перекись водорода и керосин, при вспышке образовалась газообразная смесь (вспышка обязательно должна быть, поскольку атомарный кислород чистый и керосин в дисперсном состоянии), и эта смесь дала температуру около 2 тыс. градусов, что и привело к разогреву и детонации торпед.

В течение месяца И.Л. Спасский был несколько раз принят Президентом страны и в итоге В.В. Путин поручил И.Л. Спасскому поднять подлодку, на что конструктор заверил, что технически АПЛ поднять можно, и что он берется организовать операцию. Однако сам был, как позднее выразился в интервью, «как пружина» — поскольку никто не знал, насколько крепко лодка «присосалась» ко дну.

И.Д. Спасский лично контролировал работы по разрезанию лодки, в итоге нашли технологию, которая позволила ее поднять. Как только она оторвалась от дна и прошла 2 метра наверх — «пружина» ослабла: решили проблему подъема блестяще. За уникальной операцией по подъему лодки, которая не имела аналогов в истории по объему работ и риску, тогда следил весь мир. Международный контроль был колоссальный.

Рубка АПЛ «Курск» превратилась в памятник погибшим подводникам в Мурманске.

Как только лодка была доставлена и встала в док, И.Д. Спасский вместе с главным конструктором реакторной установки стали изучать реактор, даже сидели верхом на реакторе — он абсолютно целый, не затопленный, был как новенький. Радиационная обстановка была абсолютно нормальная. Следователи, проводившие изучение дела, зафиксировали, что система заглушки ядерного реактора сработала точно и быстро, благодаря чему удалось избежать глобальной катастрофы в Баренцевом море.

Из интервью И.Д. Спасского: «Глубоко убежден, что такие сооружения на дне морском оставлять нельзя, особенно в районах 100 и более метров глубины — там огромные рыбные запасы. И оставлять это сооружение для потомков просто нельзя. Я бы на дне не оставлял ни одну подводную лодку. Это хороший пример, что мы даже в такое тяжелое для страны время приняли решение, и сделали эту операцию».

И.Д. Спасский о флоте: «Убежден, что подводные лодки — и атомные, и дизель-электрические — будут еще долгое время составлять ядро обороны нашей страны. Особенность России — вокруг страны много морей-океанов, и все это надо охранять. Поэтому будут и подводные лодки, и фрегаты, и крупные надводные корабли — Военно-морской флот вечен. Многие конфликты решаются быстрее, когда в поддержку дипломатам приходит корабль под гордым Андреевским флагом». «Наша техника имеет очень хорошие параметры. Ни в чём не уступает натовской! Вспомните Карибский кризис — у нас было значительно меньше ракет, но они остановили Америку. Подводные лодки играют главную роль в сдерживании от непоправимого».

И.Д. Спасский — автор более 100 научных работ по проектированию ПЛ, ряда статей в российских и иностранных журналах. Им написаны книги «Пять красок времени. К 100-летию профессионального проектирования подводных лодок в России» (2001), «Курск». После 12 августа 2000 г.» (2003), «Моряки и создатели флота России», «Истории отечественного судостроения» в 5 томах, научно-исторический справочник «Подводные лодки России». И.Д. Спасский — член главной редакции серии справочника «История создания и развития ОПК России и СССР (1900-1963 гг.).

В разные годы входил в различные научные советы, правительственные и экспертные комиссии — входил в Межведомственный научный совет по судостроению РАН, научный совет по волновым процессам РАН, комиссию по предпринимательству и конкурентоспособности при Председателе Правительства РФ, Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации ФС РФ, научно-технический совет (НТС) Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, НТС при правительстве Санкт-Петербурга, руководил НТС и диссертационным советом ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин», Комиссию при Президенте России по Государственным премиям в области науки и техники. Возглавляет Попечительский совет фонда «Памятники Российского Флота».

Являлся народным депутатом СССР, неоднократно избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, работал в комиссии по культуре, член Общественного Совета города.

Герой Социалистического Труда, Герой России.

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» III и II ст., орденом Почета, медалями — в том числе медалью «За боевые заслуги».

Лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РФ.

Награжден Почетной грамотой Правительства РФ.

Удостоен Золотой медали имени А.П. Александрова РАН — за основополагающий вклад в развитие атомного флота России.

В 1996 году удостоен звания «Человек года» среди деятелей военно-промышленного комплекса России.

Ему присвоено Звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» — высший знак признательности города.

В 2004 году имя академика Спасского присвоено малой планете 11268.

©РАН 2024