http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=51d9f3e7-f242-4d40-8fe4-9c6a497e9747&print=1
© 2017 Российская академия наук

Что одобрил Путин: вариант поправок академиков к закону о реформе РАН

05.09.2013

-

 

МОСКВА, 4 сен — РИА Новости

Академические поправки в законопроект о РАН, о которых в среду одобрительно отозвался президент РФ, сильно меняют первоначальный план реформы — институты остаются в ведении академии, а вопрос об объединении трех академий, а также о член-коррах и академиках выведен за «скобки» документа, сообщил РИА Новости академик Валерий Рубаков, член президиума РАН.

Ранее Владимир Путин заявил, что согласился со всеми предложениями главы РАН Владимира Фортова по реформе академии, кроме предложения оставить должности президентов для глав медицинской и сельхозакадемий.

«Это не значит, что ровно эти поправки будут приняты или отправлены в Думу. Но это хорошая новость в любом случае. Но надо быть все-таки осторожным», — сказал Рубаков.

Он отметил, что сама академия не имеет права вносить поправки в Госдуму, но это может быть сделано через депутатов.

Говоря о сути поправок, принятых ранее президиумом РАН и опубликованных на сайте академии, Рубаков отметил, что одна из наиболее важных касается принадлежности институтов.

«Поправки РАН исключают передачу институтов в ведение агентства (научных институтов РАН), институты остаются в ведении академии наук. При этом какая-то часть имущественных вопросов останется в ведении агентства. Еще одна позиция: что руководителем этого агентства по должности является президент РАН, не то, что лично Путин предложил лично Фортову, а по закону», — сказал академик.

Прежний вариант поправок предполагал, что институты «старой» РАН после оценки научной эффективности поступят в специального госагентства.

«Предусматривается довольно сложная процедура для назначения директоров институтов. В ней два ключа — один в руках президиума РАН, а второй — у комитета выдающихся ученых, который создается в рамках совета по науке и образованию при президенте РФ. В уставе академии наук затем должно быть прописано, что директора должны будут пройти процедуру выборов, как это сейчас делается», — сказал ученый.

Кроме того, отметил он, региональные отделения академии остаются юридическими лицами, а вопрос о членах-корреспондентах и академиках исчезает — речь в поправках идет просто о «членах академии».

Академии предлагается не описывать в законопроекте форму объединения РАН с академией меднаук и академией сельхознаук, чтобы этот вопрос регулировался другими правовыми актами.

«Подразумевается, что это будет некая ассоциация. При этом президент РАН будет президентом, а главы РАМН и РАСХН могут называться иначе, например председателями», — отметил Рубаков.

Изначально законопроект, внесенный в Госдуму в начале июля, предполагал ликвидацию РАН, РАМН и РАСХН, создание на их основе общественно-государственной организации «Российская академия наук».

При этом институты «старой» РАН после оценки научной эффективности предполагалось частично закрыть, частично передать в ведение профильных министерств, а частично — в ведение специального госагентства. «Новую» академию предполагалось лишить права непосредственного управления институтами, сохранив за ней лишь консультативные функции.

Ко второму чтению в законопроект были внесены поправки: было решено не ликвидировать академию и сохранить ее организационно-правовую форму — государственное бюджетное учреждение, а РАМН и РАСХН оставить отдельными юридическими лицами «внутри» объединенной РАН. Кроме того, согласно этим поправкам, член-корреспонденты не становятся автоматически действительными членами академии.