Союз уцелевших

28.11.2013

-

 

 

ГНЦ окрепли в совместной борьбе

 

Много ли найдется документов по научно­технической политике, по случаю годовщины принятия которых профильному сообществу захотелось бы устроить торжества? Как недавно выяснилось, одно такое решение точно имеется: это Указ Президента России от 22 июня 1993 года №939 “О государственных научных центрах (ГНЦ) Российской Федерации”. Двадцатилетие со дня подписания Борисом Ельциным этого нормативного акта представители ГНЦ, их коллеги и партнеры из смежных сфер деятельности и разных ветвей власти недавно с широким размахом отметили на юбилейной конференции “ГНЦ РФ ­ 20 лет на пути инновационного развития”. Встреча проходила во Всероссийском научно­исследовательском институте авиационных материалов (ГНЦ ВИАМ), генеральный директор которого академик РАН Евгений Каблов является президентом образованной в 1995 году Ассоциации государственных научных центров, созданной для координации деятельности центров и представления их интересов на государственном уровне.

Большинство выступавших на встрече вспоминало время, когда вышел судьбоносный президентский указ, ­ начало и середину 90­х годов прошлого столетия. Такое не забывается! Из­за разрушительных реформ на грани выживания тогда находилась вся отечественная наука, но прикладным институтам приходись особенно тяжело. Кризис экономики привел к уничтожению оборонно­промышленного комплекса, выступавшего для многих из них в роли заказчика. Но самой страшной опасностью для этих НИИ стала развернувшаяся масштабная приватизация государственного имущества. В массе своей они были унитарными предприятиями и акционерными обществами, поэтому во времена “дикого рынка” их легко банкротили и продавали с молотка. Из 6,5 тысячи отраслевых исследовательских институтов в стране к середине 1990­х уцелело около тысячи, сообщил председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев.

А Борис Салтыков, бывший министр науки, высшей школы и технической политики, рассказал о том, как родилась и была воплощена в жизнь идея поддержки прикладных НИИ, защищенных статусом “государственного научного центра”. По словам Салтыкова, в те годы в министерстве работало много сильных профессионалов из Отдела науки ЦК КПСС, в основном выходцев из научной среды. Они прекрасно понимали, что ядро отраслевой науки необходимо сохранить. Однако убедить главу правительства Виктора Черномырдина выделить институтам дополнительные средства в условиях гиперинфляции и экономического коллапса было нелегко. “В те годы корректировка бюджета происходила ежемесячно, потому что каждый раз это были уже совсем другие деньги, ­ сообщил Борис Георгиевич. ­ В экстренной поддержке нуждалась вся “социалка”, и на науку просто так, без программы, премьер никаких денег бы не дал. Пришлось срочно ее изобретать, готовить документы, проводить конкурсы. Мы уверяли руководство страны, что присвоение статуса ГНЦ ­ временная мера, буквально на пару лет, пока не улучшится экономическая ситуация.

Из 200 подавших заявки на конкурс отраслевых НИИ было в два этапа отобрано 60 наиболее значимых структур, занимающихся научно­технологическим обеспечением развития важнейших отраслей промышленности (авиационной, атомной, электронной, судостроительной) и оборонного комплекса. Чтобы не лишать организации возможной отраслевой подпитки, решили, что присвоение статуса ГНЦ РФ не будет менять их формы собственности и организационно­правовое устройство. Помогло предприятиям выжить и наложенное президентом страны вето на приватизацию имущества ГНЦ. В итоге, несмотря на общий кризис научной сферы, пробившимся в ряды ГНЦ структурам, имевшим признанные научные школы и реальные результаты, удалось не просто уцелеть, но и сохранить высококвалифицированные научные кадры и уникальную опытно­экспериментальную базу.

Благодаря тем основополагающим решениям по ГНЦ многие отечественные научные бренды не канули в Лету. Получившие поддержку предприятия сегодня успешно вышли на рынок и выдерживают международную конкуренцию. Об этом заявляли выступавшие и красноречиво свидетельствовали стенды развернутой в холлах ВИАМ экспозиции достижений ГНЦ.

За прошедшие 20 лет содержание и наполнение программы, конечно, менялись. Сначала организации, которым был присвоен статус ГНЦ, получали целевые средства в соответствии с утвержденными правительством планами. С 2001 года они стали финансироваться в рамках ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения” на 2002­2006 годы, которая включала специальный раздел по государственным научным центрам. После выхода новой редакции ФЦП, в которой этот блок был ликвидирован, целевое финансирование ГНЦ прекратилось. Сегодня на федеральном уровне они пользуются льготами по налогу на имущество, а регионы снижают им плату за земельные участки, используемые для профильной деятельности. Важно и то, что статус ГНЦ РФ официально подтверждает научно­техническое лидерство организации в своей сфере, что обеспечивает доверие партнеров, а также дает преимущества при заключении договоров, участии в тендерах, создании и продвижении проектов. Государственные научные центры подведомственны различным федеральным органам исполнительной власти ­ министерствам, агентствам, службам, а также госкорпорациям и академиям, так что они активно участвуют в программах своих ведомств.

Выпущенным в 2010 году поручением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям на ГНЦ РФ были возложены такие дополнительные функции, как прогнозно­аналитическая деятельность в области соответствующих критических технологий, проведение экспертизы НИР и НИОКР инновационных проектов, координация в рамках отрасли создания крупных объектов научной инфраструктуры, развитие центров коллективного пользования, уникальных установок и приборной базы. Каждые два года ГНЦ проходят комплексную межведомственную проверку, и некоторые по ее результатам лишаются статуса. В то же время на поле выходят новые игроки. Поэтому число центров меняется: сегодня их 48. В 2012 году объем работ и услуг, выполненных ГНЦ РФ, входящими в Ассоциацию “НАУКА”, превысил 90 млрд рублей, с гордостью заявил академик Каблов.

На юбилеях не принято говорить о трудностях, проблемах, но и президент Ассоциации ГНЦ с трибуны, и участники встречи в кулуарах не обходили стороной вопросы, мешающие коллективам эффективно работать. В основном они связаны с недостаточной проработанностью законодательной базы в сфере научной политики и экономическими трудностями. Среди последних назывались слабая восприимчивость коммерческого сектора к инновациям, сдача отечественных рынков иностранным производителям, приемы недобросовестной конкуренции, в частности по линии госзакупок. Проблемы, до такой степени навязшие в зубах, что, кажется, они будут актуальными и через 20 лет. Вот бы ошибиться в прогнозах!

Надежда Волчкова

 

©РАН 2024