20 марта, 2006 г. Президиум Совета профсоюза РАН об ОСОТ, сокращениях и других актуальных вопросах академической жизни

20.03.2006



20 марта, 2006 г. Президиум Совета профсоюза РАН об ОСОТ, сокращениях и других актуальных вопросах академической жизни

Финансовый паралич госсектора науки, связанный  с началом года, наблюдался в современной российской истории почти всегда. Институты РАН почти привыкли пару первых месяцев жить не по бюджету нового года, а помесячно - по факту (1/12 часть прошлогоднего финансирования). Поначалу отсутствие денег в начале года связывали  с трудностями формирования бюджета, в частности - с проблемами согласования бюджета в Госдуме в силу политической пестроты последней. Нынешний состав Федерального собрания более предсказуем, и с задачей своевременного формирования бюджета справляется, но проблемы не исчезли, а усугубились. В 2005 году реальное финансирование  в академические институты начало поступать только летом, в нынешнем ситуация грозит оказаться еще хуже. Под маркой грядущего перехода Академии на Отраслевую сетку оплаты труда (ОСОТ), которая потонула в согласованиях,  окончательная версия бюджетной росписи текущего года никак не может выйти из кабинетов финансистов.  Как следствие ни целевые, ни программные деньги в институты не поступают. Видимо по причине импотенции финансовых структур государства, отвечающих за финансирование науки, в подобном же ступоре находятся и государственные фонды, поддерживающие науку (Российский фонд фундаментальных исследований, Президентская программа поддержки ведущих научных школ  и т.д.)

В тоже время Минфин, вместо осуществления своих прямых обязанностей – своевременного исполнения Закона о бюджете - занимается перспективным законотворчеством, готовя поправки к Бюджетному кодексу, которые грозят лишить научные организации последнего источника финансирования - внебюджетных средств, зарабатываемых институтами в рамках хозяйственных договоров. Обеспокоенные подобной ситуацией представители Президиума Совета профсоюза работников РАН провели свое заседание накануне Чрезвычайного собрания научной общественности.

Кроме того, Президиум ПР РАН рассмотрел ситуацию, складывающуюся в Академии в связи с введением ОСОТ, сокращением бюджетных ставок, проведением аттестаций и т.п. Некоторые разъяснения участникам заседания по этому поводу дал начальник финансово-экономического управления РАН А.И.Коношенко.

К сожалению, внести ясность в основной вопрос: когда же будет введена ОСОТ он не смог. Вопрос в компетенции Правительства РФ, а когда Минфин выполнит свою часть работы – неизвестно  (впрочем, надежда на конец марта с.г. пока еще остается). Профсоюз принял решение повторно обратиться к Президенту страны с требованием положить конец саботажу Минфина. Как известно, после первого обращения профсоюза в январе Минфин с подачи президентских или правительственных структур все же начал процедуру согласования ОСОТ.

Руководство РАН 28 февраля издало распоряжение, а также подготовило проекты документов, на основании которых будет вводиться ОСОТ и проводиться аттестация. Это перечень новых квалификационных характеристик, положение о конкурсах на замещение должностей, распоряжение о сокращении бюджетных ставок  и т.д. А.И.Коношенко передал проекты подготовленных документов в Профсоюз РАН в рамках предусмотренной Трудовым кодексом процедуры принятия решений с учетом мнения профсоюза. Профсоюзу также предложено включиться в работу по подготовке типовых Положений по материальному поощрению (премирование, выплата стимулирующих надбавок и т.д.), на основе которых в институтах будут разработаны соответствующие документы, являющиеся по статусу приложением к Коллективному договору. Представители крупных институтов, в которых такого рода Положения в рамках ныне действующей системы оплаты труда созданы и успешно применяются (ИОФ РАН им. А.Прохорова, ФТИ РАН им. А.Иоффе и ИПФ РАН),уже включились в эту работу. В ближайшее время вопросы введения ОСОТ и связанных с ним процедур и документов будут рассмотрены на совете директоров.

Большой резонанс вызвало Распоряжение Президиума РАН, предписывающее Отделениям подготовить предложения по сокращению бюджетных ставок. А.И. Коношенко подчеркнул, что это предварительный документ, и выполнение прописанных в нем требований начнется не ранее, чем выйдет  Постановление Правительства РФ о введении ОСОТ. Объем требуемого для выполнения намеченного на 2006 год сокращения в масштабах РАН и Отделений заметно меньше, предварительно оговоренных 7,5%, но только благодаря запасу накопленному в рамках уже проведенного сокращения и имеющихся вакансий. Масштабы требуемых сокращений в 2007/8 г.г. выйдут на намеченный уровень. На заявление представителей профсоюза о том, что в рамках действующего Отраслевого соглашение сокращение более 5% в год незаконно, ответ был таков: Правительство имеет право нарушить Отраслевое соглашение, подписанное РАН и Минобрнауки. Насколько это законно, придется выяснять, возможно - в суде.  Очевидна и проблема, связанная с  проведением реального сокращения в наиболее эффективно работающих институтах, где нет запаса вакансий или «мертвых душ».  Разнарядка для размышления по вопросу будущего сокращения, ретранслированная по следам Постановления Президиума, в частности отделением физических наук, рисует уже не столь спокойную картину с реальным сокращением сотрудников для целого ряда институтов - просматривается уже 11% сокращение. Это также потребует вмешательства профсоюза. В частности, возможен более взвешенный подход к работе над имеющимися вакансиями. Не призывая изъять сперва все вакансии, а потом делить оставшееся сокращение, полагаем более обоснованным ввести определенную дифференциацию и вакансии «резать» несколько более радикально, нежели «живых людей».

А.И. Коношенко подтвердил, что предписанное сокращение касается численности бюджетной части штата учреждений РАН. При этом институты вольны содержать нужное число сотрудников «на договорах» и не сокращать никого из «живых» реально работающих людей, переводя их с бюджетных на внебюджетные ставки. Если все будет должным образом оформлено, нет противоречий в том, что одни и те же люди будут часть времени работать над бюджетной тематикой, а часть - над внебюджетной.

Очевидно, что институты, имеющие существенную внебюджетную компоненту, в текущем году сокращение могут не проводить вообще: достаточно проявить волю и грамотно перераспределить финансовые и людские ресурсы. Много сложнее ситуация в институтах с преимущественно бюджетным финансированием. Здесь сокращение в предписанном объеме неизбежно пройдет по «живым» людям. Тут, вероятно, не избежать конфликтных ситуаций, особенно, если учесть затяжку с принятием решений Правительством и необходимость значительного времени и средств на реализацию процедуры сокращения. Здесь профсоюз ждет обширное поле деятельности, и у нас имеется решимость бороться за каждого реально работающего сотрудника.

Президиум профсоюза РАН детально рассмотрел постановление ситуацию с арендой. Сегодня сдача в аренду площадей в Академии наук производится эффективнее, чем в других государственных ведомствах,  и средства от аренды весьма существенно поддерживают исследования наших институтов. В начале года, когда в институте нет никаких других денег, аренда - единственный источник средств на  хозяйственную деятельность, поэтому потеря ее катастрофична. Учитывая наличие известного профсоюзу позитивного и негативного опыта арендных отношений на местах и важность указанного вопроса, принято решение обратиться в Президиум РАН с предложением ввести в состав Комиссии по аренде представителя профсоюза.

Президиум ПР РАН уделил особое внимание вопросам, связанным с проведением в июле с.г. съезда профсоюза. Выражено беспокойство, что работа по подготовке к съезду на местах идет с отклонением от утвержденного графика. По завершении заседания участники Президиума в полном составе приняли участие в Чрезвычайном собрании научных профсоюзов.

Зам. председателя Совета ПР РАН В.Ф. Вдовин

©РАН 2020