Ученые нашли ген, ответственный за облысение

16.11.2006

Генетики из Российской академии наук (РАН), Московского государственного университета (РФ) и Массачусетского университета США под руководством профессора Евгения Рогаева нашли ген, изменения которого приводят к ослаблению роста волос у человека.

Ученые Медико-генетического центра РАМН под руководством его директора академика Евгения Гинтера много лет изучают наследственные болезни в различных популяциях России. Среди народов Поволжья они обнаружили необычную генетическую патологию: как у мужчин, так и у женщин почти отсутствуют волосы на теле, а на голове растут очень короткими, а позже нередко наступает и полное облысение.

Но от известных форм патологического облысения, которые сопровождаются и другими признаками болезни, поволжский феномен отличался. К его изучению подключились генетики под руководством профессора Евгения Рогаева, заведующего лабораторией молекулярной генетики мозга Научного центра психического здоровья. Ученые обследовали 171500 марийцев и 178722 чувашей и обнаружили 50 семей с гипотрихозом.

Наследственный характер заболевания был установлен еще в 1999 году, однако для выявления конкретных генетических причин аномалии требовалось широкомасштабное исследование. Открытие российских генетиков выявило потенциальную "мишень" для терапевтических воздействий – ген LIPH. Физиологическая функция гена LIPH экспериментально пока не установлена, однако Евгению Рогаеву и его коллегам удалось показать, что этот ген активно работает (служит матрицей для синтеза белка) в волосяных фолликулах, в том числе в тех участках фолликулов, которые содержат стволовые клетки. Деление этих клеток обеспечивает рост волоса. По всей видимости, ген LIPH играет важную роль в регуляции роста волос. Мутация, приводящая к гипотрихозу, затрагивает ключевые участки гена LIPH, делая его нефункциональным.

Подобрав вещества, усиливающие или подавляющие работу этого гена, медики, вероятно, смогут в будущем регулировать рост волос на разных участках тела по желанию клиента. Это открытие поможет в разработке терапевтических средств для контроля роста волос и борьбы с облысением.