Кто возглавит вузы?

18.05.2006

Рассмотрение законопроекта об установлении процедуры аттестации ректоров и введении в вузах должности президента

Продолжительная дискуссия сопровождала на днях рассмотрение законопроекта об установлении процедуры аттестации ректоров и введении в вузах должности президента. Нужна ли она?

Депутаты надеются, что острые противоречия будут смягчены ко второму чтению документа.

Николай БУЛАЕВ председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, фракция "Единая Россия"

Попытка превратить этот законопроект в некую политическую площадку в борьбе за симпатии ректорского корпуса безуспешна. Абсолютное большинство ректорского корпуса давно оценило для себя, что этот законопроект несет больше положительных вещей, чем содержит в себе рисков. И даже в процедурах, касающихся аттестации (если не передергивать факты), существует защита ныне действующего ректорского корпуса от неправомерного давления на них со стороны разных лоббистских групп, крайне заинтересованных в приходе в конкретные высшие учебные заведения. И я уверен, что аттестационная комиссия будет состоять из профессиональных людей и там не будет врагов народа.

***

Борис ВИНОГРАДОВ заместитель председателя Комитета Госдумы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "Родина" (Народно-патриотический союз)"

Сегодня мы уже отменили прямые выборы губернаторов и назначаем их. Завтра мы таким же образом поступим с ректорами. Послезавтра мы это же сделаем с Российской академией наук. Такой проект есть, когда Президент будет выдвигать кандидатуру президента РАН. Нам остается тогда одно. У нас осталось одна должность в стране, которая избираема. И мы тогда должны создать аттестационную комиссию по избранию Президента. Потому что иначе не замыкается вертикаль власти, управления. Поэтому думаю, что законопроект, может быть, и хорошо, но он ничего не даст высшей школе России.***

Олег СМОЛИН первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, фракция КП РФ

Этот законопроект, казалось бы, частный, но чрезвычайно важный, поскольку непосредственно сейчас касается нескольких сотен человек, а потенциально - нескольких тысяч или десятков тысяч. Опосредованно он касается уже сейчас нескольких миллионов россиян. Я не слышал ни одного серьезного аргумента за этот документ. Аргумент о том, что юридически необходимо проводить для ректора аттестацию, спорен, потому что это утверждает закон об образовании. Это законопроект кнута и пряника, при этом пряник подмочен, а кнут шелковый, но с гирькой. Пряником в законопроекте является пост президента. Действительно, для ректоров, достигших 65 лет, этот пост является некоторой запасной площадкой. И ректоры в этой части законопроект поддерживают, но не все из них заметили, что этот пряник подмочен процедурой. Дело в том, что создание должности президента инициирует высшее учебное заведение, а предлагает кандидатуру президента соответствующий федеральный орган.

***

Сергей ПОПОВ член Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, депутат, не входящий в зарегистрированные депутатские объединения

Ректор в институте - фигура служебная. А главных фигур в институте две: студент и преподаватель, ради них строится весь учебный процесс. Вообще образование, с одной стороны, очень консервативная вещь, а с другой стороны, очень тонкая. И здесь, как в медицине, очень важно действовать по заповеди "не навреди". Потому что слом образования в какой-то момент приведет к утрате преемственности, невозможности какое-то время работать. Поэтому я против такого законопроекта.

***

Юрий КОНЕВ заместитель председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, фракция "Единая Россия"

Этот закон вообще-то опаздывает. Потому что в реальной работе нормальный ректор всегда опирается на те же общественные организации, на появившиеся попечительские советы. И нормальный ректор всегда ищет поддержку в своем профсоюзе. И ничего здесь страшного нет, как описывают мои коллеги предлагаемую систему. Что касается должности президента, она необходима. Кроме того, многие крупные вузы переходят к системе институтов внутри вузов, и там уже впоследствии возможные функции президента изменятся, потому что президент будет объединять уже несколько вузов, высших учебных заведении, входящих в крупный университет. Поэтому ничего страшного в этом законе нет.

Источник: Парламентская газета

©РАН 2021