Тезисы несостоявшегося выступления председателя Совета профсоюза на научной сессии РАН 16-17.12.08.

18.12.2008



Начиная дискуссию по докладам научной сессии Общего собрания РАН http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=3642ccfb-cdff-47a8-a4bf-25a97d94708c&_Language=ru#content президент РАН академик Ю.С.Осипов сообщил, что есть "несколько записок, содержащих заявки на выступления, но мы должны обсуждать только те вопросы, которые обозначены в повестке дня научной сессии". В связи с этим он отказался предоставить слово председателю Совета профсоюза, который направил заявку вместе с тезисами своего выступления, названного "Некоторые вопросы прогноза развития РАН как  ключевого субъекта научного прогнозирования".  

Хотя обозначенная тема и лежала в русле прогнозной тематики, строго говоря, Президент РАН был прав: тема прогноза развития самой РАН не была обозначена в повестке Собрания. А жаль!

Следует отдать должное президенту, он, тем не менее, признал "вопросы очень важными" и пообещал рассмотреть их на Президиуме РАН. Нельзя с ним не согласиться: вопрос прогноза РАН весьма многогранен и сложен, и в тезисах председателя Совета были представлены лишь отдельные аспекты социально-кадрового и финансово-экономического блоков возможного прогноза развития РАН.

Тезисы несостоявшегося выступления председателя Совета профсоюза на научной сессии РАН 16-17.12.08.

Некоторые вопросы прогноза развития РАН

В рамках проходящей сессии отчасти были представлены элементы прогноза развития самой РАН как одного из ключевых субъектов научно-технологического прогнозирования (А.А.Дынкин, Б.Н.Кузык, Ж.И.Алферов и др.). Не претендуя на полный охват этой важной и комплексной задачи, достойной глубокого осмысления, хочется коснуться проблем, лежащих в сфере уставных вопросов Профсоюза работников РАН. Академии наук необходимо выработать и обнародовать собственную программу развития на средне- и долгосрочную перспективу, и если программа Фундаментальных исследований и разработанный РАН по поручению резидента страны Прогноз научно-технологического развития содержат в себе прогноз развития РАН в разделе научном, то прогноз развития РАН в социально-кадровый и инфраструктурной части, элементы которого предлагаются ниже, пока отсутствуют.

1. Проблема статуса РАН и ее научных работников

Новый Устав РАН отчасти снял проблему статуса РАН, однако нормативная база, определяющая новый статус, так и не принята. Почти до конца года институты пребывали в ожидании перехода на новую систему финансирования, который так и не состоялся. Теперь он отложен на неопределенный срок, все вздохнули облегченно, но неопределенность осталась. Нужно твёрдо знать, кто мы есть и кем будем (хотим быть) дальше?

С точки же зрения вопросов прогнозирования в государственном масштабе, важно также закрепление за Академией статуса главного госэксперта при принятии всех значимых государственных решений. Ситуация, когда М.И. Кузьмину удалось каким-то чудом достучаться до В.В. Путина и доказать пагубность решения о прокладке трубопровода по берегу Байкала, совершенно не нормальна. Надо чтобы масштабные проекты сначала проходили экспертизу в РАН, а потом начинали реализовываться. Не важно - касаются они возрождения идеи о переброске сибирских рек или закупки за рубежом нового вооружения для российской армии. Из доклада А.Д. Некипелова мы узнали, что Минобрнауки выполняло работу по подготовке долгосрочного прогноза научно-технологического развития страны совершенно независимо от  РАН. И это кажется странным!

Основным субъектом научного творчества является научный работник. Поэтому определение его статуса и план повышения роли научного сотрудника в рамках прогноза РАН нужно иметь непременно. Здесь должны быть оговорены и права научного работника и нормативы обеспечения его рабочего места, но и, как справедливо отмечал сегодня Ю.С.Осипов – ответственность. О подготовке соответствующего документа о статусе научного работника РАН мы договорились с Ю.С. Осиповым.

2. Социально - кадровая политика в РАН

2.1. Сокращение штатов

Завершая в конце текущего года  пилотный проект, РАН выходит из навязанного ей режима сокращения штатной численности. Необходимо признать, что проведенное сокращение было необходимой политической ценой за согласие Правительства РФ на увеличение зарплат ученых, а также преследовало цель оздоровить кадровую структуру РАН.

Очевидно, что первая цель достигнута: РАН в полной мере выполнила согласованное сокращение. Отчасти достигнута и вторая цель: в институтах РАН уменьшилось число вакансий и вопиющих случаев наличия виртуальных работников. Однако кадровой структуры РАН эта мера, как мы и ожидали, радикально не оздоровила. Более того, в условиях жесткого лимита численности возникли колоссальные проблемы с приемом молодежи, и в первую очередь – аспирантов, завершивших обучение.

Отчасти эту проблему удалось решить с помощью программы, условно именуемой «программой трудоустройства постдоков», хотя и неудобной по форме, но давшей возможность трудоустроить около 500 выпускников аспирантуры.

Настала пора начать реализацию заявлений руководства РАН - по завершении пилотного проекта, РАН возвратить сокращенные ставки. Следует признать, что механизм проведения сокращений содержал системную ошибку: они велись по принципу «всем сестрам по серьгам». Усилия руководства и профсоюза по «расшивке» наиболее проблемных мест, привели к перераспределению лишь нескольких сот ставок (сокращено было более 20 000). Очевидно, что до начала реализации проекта по возврату ставок следует выработать и утвердить набор необходимых для проведения этого процесса формальных критериев. Это, кстати, защитит руководство РАН от давления при «выбивании» отдельными руководителями институтов дополнительных ставок. В противном случае, раздать опять придется либо поровну, что не будет способствовать оздоровлению кадровой структуры РАН,  либо не по обоснованной потребности, а по значимости административного ресурса просящего, что даст  основание для новой волны критики РАН.

Поэтому профсоюз предлагает гласно начать работу по конкурсному распределению ставок для обеспечения приема молодежи с целью развития перспективных направлений исследований в учреждениях РАН.

Нельзя не коснуться еще одного вопроса кадровой политики – награждения отличившихся сотрудников государственными наградами. Если раньше госнаграды получали и  научные работники различных уровней, и  инженеры, и рабочие, то теперь - практически только члены РАН. Профсоюз считает, что необходимо пересмотреть эту практику.

2.2. Вопросы финансирования и заработной платы

Проблема финансирования РАН активно обсуждалась на данной сессии. Много говорилось про необходимость перехода от 1% ВВП на науку в России к принятым в мире ~3%, что позволит решить проблему зарплат, омоложения кадров, обновления оборудования и пр. Правда, не ясно, как будет осуществлен переход к мировой практике финансирования науки.

Профсоюз особенно волнует вопрос заработной платы сотрудников Академии наук. В последние годы здесь достигнут заметный прогресс: зарплаты научных сотрудников, как и было обещано в 2005 году, достигли фантастических в то время 30 тысяч рублей, а с декабря с.г. и зарплата ИТР подтянулась к этим значениям. Но не будем забывать, что уровни зарплат, казавшиеся привлекательными в 2005-м, теперь таковыми не являются, да и цена, заплаченная Академией за это увеличение (замораживание незарплатных расходов и сокращение ставок), оказалась высока.

Через две недели завершается пилотный проект. Будут подведены его итоги и сформулированы подходы к новой системе оплаты труда (НСОТ) ученых  РАН. Надеемся, что не позже 2 квартала 2009 года НСОТ в РАН заработает для всех, и дефекты введенной с 1 декабря системы для ИТР будут проанализированы и устранены. В научной части нужно исправить систему ПРНД и наметить план дальнейшего повышения зарплат ученых до принятых в мире стандартов.

2.3. Поддержка молодежи и ветеранов. Жилищная программа

Широко декларируется поддержка в РАН молодежи, но на эту важнейшую работу выделяются мизерные деньги. С этой трибуны полгода назад председатель Правительства РФ обещал развернуть масштабную программу жилищного строительства в РАН. Однако ныне нет даже средств на завершение финансирования программы жилищных сертификатов текущего года. Академии было выделено всего 175 млн. рублей, но и из них 26 млн. «пропало». У десятка молодых людей в итоге срываются сделки по покупке жилья. Причем пропадут не только средства сертификатов, но и собственные, порой заимствованные, деньги нашей молодежи. Совет профсоюза по этому поводу отправил телеграмму В.В. Путину. Видимо, придется ему же снова писать про унизительный уровень аспирантских стипендий – 1500 рублей.

Перспективы пожилых  ученых в РАН также туманны. Нет «научной пенсии», аналогичной украинской. В ряде регионов (в Москве) заслуженные работники Академии не получают даже статус «Ветерана труда». Нужно наметить и реализовать в этом направлении внятный  план действий.

2.4. Здравоохранение и оздоровление, охрана труда

Замечательно, что нам удалось сохранить ведомственную медицину. Но что будет с ней дальше? Очередным испытанием её на прочность стало введение НСОТ.  Уровни зарплат наших медиков по НСОТ много ниже зарплат научных сотрудников Академии аналогичной квалификации и муниципальных или федеральных медиков, чей труд оплачивается по канонам Минздравсоцразвития или региональным сеткам. Для исправления понадобятся значительные ресурсы. Профсоюз готов поддержать доступными ему средствами запросы руководства РАН об увеличении финансирования.  Признать же наличие проблемы и обозначить свои намерения мы должны уже сейчас, иначе потеряем остатки квалифицированных кадров нашей медицины или заставим их заниматься в основном зарабатыванием средств, что неизбежно снизит качество обслуживания сотрудников Академии (такие  тенденции уже зафиксированы).

Поскольку здоровье проще сберечь, чем поправить, помимо медицины неплохо бы заняться и оздоровлением сотрудников. Большинство бюджетных структур сегодня оплачивают из своего бюджета путевки на отдых своим работникам, выделяют средства на занятия спортом. В РАН эта практика давно прекращена. Также оставляет желать лучшего охрана труда и техника безопасности. Хочется верить, что создание нового управления позволит решить наболевшие вопросы проведения аттестации рабочих мест и финансирования академической программы по охране труда. Однако эти планы необходимо закрепить документально с указанием сроков и ответственных.
 
3. Повышение эффективности академического менеджмента

3.1. Информационная политика

Нельзя не отметить заметный прогресс РАН в сфере информационной политики и информационных технологий. Активны сайты РАН и большинства институтов, расширяется материально-техническое обеспечение этой сферы, но нужно признать, что цельной концепции развития информационной политики в РАН нет. Поэтому возникают и глобальные проблемы - отсутствие  корпоративных подходов к закупке лицензионного софта и информационной безопасности, недостаточное обеспечения сотрудников РАН научно-технической информацией в современных технологиях, и мелкие «проколы» - отсутствие WiFi-доступа в главном зале Президиума РАН, лишь ОДИН подключенный к Интернету компьютер в холле, к которому в перерыве сессии Общего собрания выстраивались длинные очереди.

3.2. Программы Президиума и отделений

Нельзя не сказать о порядке распределения немалых (около 2 млрд. руб.) средств программ Президиума и отделений. Уже не первый год ведется дискуссия по поводу публичности и конкурсности их распределения, ритмичности и своевременности финансирования. В этом году дискуссия даже вышла на страницы главного официального российского издания «Российской газеты».

Замечательно, что в этом году все конкурсы проведены заблаговременно и скоро будут подведены их итоги. Есть надежда, что победители конкурсов начнут получать средства уже в начале года. Однако темы программ (но не конкурсы) были объявлены только 18 ноября, а 25 ноября были утверждены объемы выделяемых по ним ресурсов и объявлены конкурсы, но лишь с указанием координаторов (без правил, контактной информации, сроков подачи проектов и др.) При этом до 22 декабря необходимо завершить все конкурсные процедуры. Координаторы потребовали завершить подачу заявок до 8 декабря. Если учесть, что Постановление Президиума появилось на сайте лишь 01 декабря, становится ясно, что времени для составления заявки было выделено крайне мало.

Надо отдать должное ряду координаторов (Г.П. Георгиев, А.И.Григорьев и др.) которые оперативно выставили на сайт свои объявления и разослали по электронной почте объявление о конкурсе. В других программах дела обстоят много хуже. Полагаем, что надо проанализировать проведение конкурсной кампании этого года и сформулировать  правила на будущее. Также необходимо и ужесточения контроля за результатами, полученными на средства программ.

3.3. Оборудование и другие проблемы

Замораживание незарплатных расходов в РАН отложило решение важной проблемы - обновления оборудования. Хотелось бы верить, что будет выполнено обещание В.В. Путина, прозвучавшее на прошлом Общем собрании  - радикально увеличить средства на оборудование РАН. Хотя, есть опасение, что прав один из работников ФЭУ, который трактует ситуацию так: «Обещал барин шубу, и было его слово …теплым». Уж лучше б твердым! Неприлично мал размер командировочных в РАН. Документ на государственном уровне принят, а Академия по-прежнему платит по 100 рублей в сутки и 550 за проживание в гостинице!

К сожалению, многие крайне важные для сотрудников вопросы в РАН не решаются годами. Более того, если раньше удавалось, по крайней мере, их ставить, обсуждать способы решения, координировать деятельность профсоюза с руководством РАН, то в последний год руководители академии практически не встречаются с представителями профсоюза. Наши отношения перешли в формат писем , но и здесь имеются очевидные проблемы, связанные с необходимостью повышения эффективности корпоративного менеджмента и делопроизводства. В настоящее время готовится новое Отраслевое соглашение по РАН, которое должно послужить в том числе и решению перечисленных выше проблем. Поэтому наш прогноз оптимистичен, и состоит он в том, что в прямом диалоге руководства РАН с  коллективом Академии, в том числе с профсоюзом,  задача построения и реализации качественного прогноза развития РАН, который позволит ей занять достойное место в обществе и государстве, будет решена.

В заключение предлагаю поддержать проект решения Общего собрания и  включить в него наше предложение - разработать и  утвердить прогнозный план развития РАН.

Председатель Совета Профсоюза работников РАН Вячеслав Вдовин


 

©РАН 2024