Первые шаги научного телеканала в России

15.07.2011

Команда молодых учёных из Института проблем развития науки (ИПРАН) РАН работает над проектом онлайн-телеканала Science-TV.

Команда молодых учёных из Института проблем развития науки (ИПРАН) РАН работает над проектом онлайн-телеканала Science-TV. Помимо сюжетов для широкой аудитории, планируют транслировать лекции учёных и конференции. При удачном стечении обстоятельств новый ресурс запустят уже в конце года. Подробностями с STRF.ru поделился один из инициаторов проекта, научный сотрудник института Иван Воробьёв.

 

– Идея онлайн-ТВ возникла у нас несколько лет назад. И, как говорится, мы поймали волну. В конце прошлого года на заседании президентской комиссии по модернизации в Сколково обсуждались вопросы популяризации науки. Одним из направлений как раз было обозначено создание тематических интернет-каналов.

Концепцию этого проекта мы начали разрабатывать где-то 1,5–2 года назад, когда в России интернет-телевидение только-только начало появляться и приобретать популярность. Тогда стартовал канал Russia.ru и ещё некоторые. Если бы наш проект был коммерческим, то, наверное, быстрее бы набрал обороты. Но мы напрямую завязаны на бюджетном финансировании (по линии РАН), поэтому всё движется не так быстро, как хотелось бы, проект время от времени затормаживался. И мы периодически пересматривали его концепцию. Так, два года назад мы думали просто об интернет-телевидении, сейчас

хотим создать мультимедийный портал не только для просмотра, но и с дополнительными сервисами для учёных, с помощью которых они смогут создавать собственный контент.

То есть презентовать широкой публике свои разработки, опыты и тому подобное. В принципе, нынешние технологии просты и доступны. Почти каждый человек может купить веб-камеру с достаточно хорошей чёткостью, разрешением и записать с её помощью рассказ о своей деятельности. Затем отснятый материал отправлялся бы к нам, где выпускающий редактор и видеодизайнер, занимающийся графикой, компоновали его, приводили в удобоваримый для показа вид и выкладывали на портале.

На сегодняшний день у нас уже создан сайт, который сейчас тестируется. Мы его пока не запускали в общий доступ, в прямой эфир, потому что возникают некоторые проблемы, есть шероховатости. Сейчас испытываем сайт на небольших группах пользователей, которые высказывают свои замечания и предложения. Всей этой работой занимаются сотрудники нашего института – человек пять в общей сложности, а также для выполнения конкретных работ привлекаем специалистов со стороны, в частности программистов.

Когда вы согласовали свой проект с РАН?

– Около полугода назад. Может быть, даже больше. Нам выделили очень ограниченное, но целевое финансирование. По нашим подсчётам, на запуск такого проекта – от «а» до «я» – потребуются порядка 30 миллионов рублей. За год мы потратили около трёх миллионов. Фактически денег хватило на достаточно урезанную версию сайта. Мы обращались за дополнительной поддержкой и в Минобрнауки России. Пока результатов никаких не получили. Тем не менее даже в условиях нехватки ресурсов стараемся создать максимально качественный портал.

Мы считаем, что этот проект важен для популяризации российской науки. Все аналогичные ТВ-каналы, которые существуют сегодня в интернете, либо скатываются к развлечениям, либо – к около- и лженаучным темам. Их контент в лучшем случае формируется из зарубежных сюжетов, переведённых на русский. А в худшем – там показывают гадалку, которая делает предсказания онлайн, или рассказывают захватывающие истории про инопланетян. Да, это поднимает рейтинги каналов, увеличивает их популярность среди обывателей. Но это не имеет никакого отношения к науке. Мы же хотим создать канал, где все желающие смогли бы получать достоверную информацию о разработках российских учёных. Если это правильно представить, то получится безумно интересно. Это даже могло бы подтолкнуть молодёжь заниматься наукой, повысить статус учёного.

Ваша идея интересна. Но, насколько я знаю по опыту общения с российскими учёными, эти люди достаточно консервативны и пассивны. У некоторых даже интервью не допросишься. Как собираетесь их расшевелить? Сомневаюсь, что найдётся много исследователей, которые захотят в свободное время снимать видео о своей работе. Некоторые вообще боятся разглашать полученные результаты…

– Да, мы знаем об этих трудностях. Собственно, поэтому и реализуем этот проект с помощью Академии наук. Если это делать в частном порядке, то будет сложно договориться с учёными. Их мировосприятие действительно специфическое. Многие рассуждают так: «Зачем я буду что-то рассказывать людям, которые ничего не понимают в моём направлении?» Мы надеемся, что статусность нашего института позволит легче выходить на контакт с учёными и сделает их более открытыми для общения.

Какие ещё материалы будут появляться на Science-TV?

– Дайджест научных новостей – мировых и российских. Циклы передач, посвящённые крупным академикам, светилам науки, таким как Алфёров, Гинзбург и другим. Все видеоматериалы будут разделяться на пять приоритетных направлений развития науки и технологий. Это облегчит посетителям поиск интересующей информации.

Планируется, что первое время будем работать, как в Euronews, – ежедневно показывать видеосюжеты, которые будут повторяться каждые 1–1,5 часа. Естественно, затем собираемся переходить от цикличного ежедневного вещания к нормальной сетке, как у любого телеканала.

На какую аудиторию вы ориентируетесь в первую очередь?

– На самую широкую – и подрастающее поколение, и людей, которые просто интересуются наукой. Для учёных будут созданы специальные сервисы, опции, например видеообщение, размещение своих роликов – чтобы редакция могла с ними предварительно знакомиться.

Вы будете делать телеканал своими силами или планируете привлекать научных журналистов? Кто займёт место редакторов?

– Разумеется, полноценная работа любого канала, в том числе вещающего в интернете, подразумевает и редакцию, и съёмочную группу, и профессиональных журналистов. Мы недавно столкнулись с проблемой – сложно найти хороших журналистов, которые были бы компетентны в области науки, то есть профессионально ей занимались.

Самый главный вопрос: когда удастся запустить новый ТВ-канал, если всё будет развиваться по запланированному сценарию?

– Мы определили для себя дедлайн на конец года. Ближе к этому времени хотим запустить некую PR-кампанию, чтобы о нашем проекте узнали люди. Пока точно не знаю, как всё это будем делать, ещё подумаем.

Что касается количества просмотров, то оно может прыгать. Если мы перед Новым годом запустим канал и никому об этом не скажем, соответственно, аудитория будет крохотная, его никто не будет смотреть.

Мы будем считать хорошим результатом, если на сайт нашего ТВ будут заходить около 100 тысяч человек в день.

Амбициозная задача. Бюджетных денег вам, конечно, хватит на запуск канала. Но для дальнейшего развития нужно будет искать какие-то дополнительные источники финансирования. Партнёров из бизнеса не привлекали?

– Мы пока особенно не афишировали этот проект в бизнес-среде. Бизнес обычно ставит задачу вложить рубль, а через год – получить два. А у нас не такого рода проект.

Мы, конечно, думали о его коммерциализации. Но тут мы становимся перед выбором: либо стараемся выдержать проект в научном стиле, либо ориентируемся на коммерцию и будем вынуждены рекламировать какую-нибудь зубную пасту, делать из этого окупаемый ресурс.

Вы против этого?

– Честно говоря, да. Нам бы хотелось, чтобы проект полностью соответствовал целям популяризации науки. Реклама в интернете зачастую мешает посетителям сосредоточиться на контенте.

А вы не боитесь, что красиво стартуете, а когда начнётся текущая работа, то реально поймёте, что проект не на что делать?

– Конечно, риски всегда есть – при реализации любого проекта. Поэтому до старта мы стараемся максимально связать себя всевозможными отношениями, в том числе с большой академией. Если получится, с Минобрнауки России, чтобы хотя бы полгода мы могли оставаться на плаву после старта. А потом, допустим, после полугодичного активного развития в интернете, можно будет частично отказываться от государственного финансирования, переходить на коммерцию, собственные заработки.

Платные сервисы для потребителей информации вы не планируете вводить? Не рассматриваете такой вариант или это не будет востребовано?

– Это будет востребовано. Но платные услуги возможны, если мы перейдём из интернета на HD-ТВ. Это следующий шаг – в том случае, если удастся заключить договор со «Стрим-ТВ» или «Триколор ТВ». Мы на это рассчитываем. В принципе, если удастся трансляцию перевести на крупные спутниковые каналы, это будет удачей. Но мы пока боимся далеко загадывать – чтобы не сглазить.


http://strf.ru

15.07.11
Муравьёва Марина

 

©РАН 2016