http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=64cd7303-104f-4ecd-ad80-0a00d94b82f0&print=1
© 2024 Российская академия наук

От Скорины до Пармона

03.04.2009

За что новосибирский ученый получил белорусскую награду

Директор Института катализа имени Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН Валентин Пармон получил награду Беларуси - медаль Франциска Скорины за личный вклад в научное сотрудничество и разработку совместных белорусско-российских наукоемких производств. С ученым встретилась корреспондент "СОЮЗа".

- В Минск я приехал, чтобы принять участие в торжественном юбилейном заседании, посвященном 80-летию Национальной академии наук Беларуси, - рассказывает академик Пармон. - И, если честно, сильно удивился, когда меня пригласили в Национальную научную библиотеку на встречу с главой республики. Президент Беларуси Александр Лукашенко вручил руководителю Национальной академии наук Украины Борису Патону и нобелевскому лауреату Жоресу Алферову ордена Дружбы. А я был удостоен медали Франциска Скорины.

- Валентин Николаевич! Вы удостоены государственной награды за личный вклад в сотрудничество с белорусскими коллегами. Расскажите об этом.

- Я ведь по происхождению стопроцентный белорус. Кстати, великие ученые, которые работали в Сибирском отделении РАН, академики Валентин Коптюг и Андрей Трофимук, - тоже по национальности белорусы. И академик Геннадий Сакович, который сейчас является почетным директором научно-производственного центра "Алтай". Так что нас, белорусов, в Сибири много. В Минске я учился в школе, два раза в неделю трудился на МАЗе слесарем и даже получил высокий разряд. Затем поступил в Московский физико-технический институт, а уже оттуда попал в Сибирь. Мои родственники до сих пор живут в Минске, поэтому там часто бываю. И, конечно, у меня очень много знакомых в Академии наук Беларуси. Пожалуй, интеграция между Сибирским отделением РАН и Академией наук Беларуси началась в том числе и с моей подачи. Когда президентом Национальной академии был назначен Михаил Мясникович, мы с ним встретились. И в ходе нашего общения поняли, что наше взаимодействие может быть эффективным.

- Какие совместные проекты сейчас в работе?

- Есть одна проблема, над которой бы мы хотели совместно поработать в рамках Союзного государства. И связано это напрямую с нашей профильной деятельностью - выпуском катализаторов. В советское время наш институт имел статус межотраслевого научного комплекса, стратегическим направлением работы которого являлись разработка и выпуск отечественных катализаторов и обеспечение ими всей союзной промышленности, в первую очередь нефте- и газоперерабатывающих отраслей. После распада СССР рынок интенсивно менялся, в результате белорусские предприятия стали закупать импортные катализаторы. Но сейчас сложилась такая ситуация, что в Беларусь поставки катализаторов из-за рубежа могут быть прекращены. К чему это может привести? Без катализаторов встанут нефтеперерабатывающие заводы. Вот мы и предлагаем создать в этой сфере программу Союзного государства. С обеих сторон уже получен положительный отклик. Многие наши разработки можно было бы апробировать и запустить на белорусских предприятиях.

- Фамилию Пармон не часто можно встретить в Сибири. Вы что-нибудь знаете о ее происхождении?

- В Беларуси это довольно распространенная фамилия.

В Минской области нас, Пармонов, много. Мой двоюродный брат, доктор искусствоведения, придерживается романтической версии происхождения нашей фамилии. Считает, что так звали солдата наполеоновской армии, осевшего на территории Беларуси.

Я же склоняюсь к более разумному объяснению. Наша фамилия - от имени Парамон, отсюда Парамоновы и так далее.

"Союз. Беларусь-Россия" №400 от 2 апреля 2009 г. Наталья Решетникова