27 мая 2007 г. Обращение к Руководству страны

27.05.2007



Обращение к Руководству страны

Мы, полномочные представители институтов РАН, расположенных на территории Московского региона, обращаемся к Вам в связи с ситуацией, складывающейся в настоящее время в академическом секторе науки. Во многих Ваших выступлениях говорится о необходимости перехода нашей страны на инновационный путь развития и о ключевой роли российской науки в этом процессе. Вы совершенно справедливо говорите, что другого пути у России нет и без сильной российской науки решение поставленных перед страной задач невозможно. Научное сообщество полностью поддерживает эту позицию, однако отмечает, что ситуация складывается достаточно противоречивая. Несмотря на принятые решения, а также ряд конкретных мер, направленных на реализацию стратегии инновационного развития России, осуществляются действия, которые могут ликвидировать предпринятые шаги и даже привести к разрушению науки.

К нашему сожалению, действия ряда министерств и ведомств Правительства РФ ведут не к реализации стратегии инновационного развития России, а к прямо противоположным результатам. В частности, внесенные Правительством РФ в Государственную думу поправки в Бюджетный кодекс содержат позиции, реализация которых приведет к невозможности академического сектора науки участвовать в инновационном процессе и даже получать внебюджетное финансирование.

По объему средств, выделяемых на финансирование гражданского сектора науки, Россия значительно отстает от государств, заботящихся о поддержке конкурентоспособности экономики. Принимаемые Правительством РФ решения о бюджетном финансировании гражданской науки сориентированы на существенно более низкий уровень, чем утвержденный Президентом РФ в качестве необходимого в масштабах планировок бюджетных расходов. В результате таких неправомерных действий Правительство РФ оказалось в большом долгу перед научным сообществом.

Ничего не делается для преодоления преград, установленных различными подзаконными актами на пути эффективного использования средств, выделяемых сейчас на науку. К серьезным проблемам приводят неоправданная медлительность прохождения финансовых документов, несвоевременность поступления компенсации налогов на имущество и землю академических учреждений, бюрократические препятствия при прохождении в местных органах власти кадастровых документов. Поражает медлительность правительственных структур при решении достаточно простых организационных вопросов. Например, увеличение доплат за ученую степень с 1-го ноября 2006 г. было проведено Постановлением Правительства от 22 ноября 2006 г. До сих пор не утверждены новые положения об аттестации и квалификационные требования, без которых нельзя было начинать «пилотный» проект. Постановление Правительства РФ об этом проекте со сроком его начала с 1 мая 2006 г. было выпущено 22 апреля 2006 г., что привело к не до конца продуманным решениям при реализации 1-го этапа.

В то же время чиновники ряда министерств и ведомств проявляют большую энергию и активность при разработке и реализации своих, мягко говоря, не очень грамотно продуманных проектов реорганизации РАН. Отметим, что эти проекты коренным образом изменяют структуру управления академическими институтами и открывают возможность их приватизации. В результате многие ученые считают, что эта активность направлена не на решение проблем развития науки, а на передел собственности, переданной в распоряжение Академиям наук и выделяемого им финансирования.

Мы, полномочные представители трудовых коллективов Московского региона РАН считаем, что для того, чтобы российская наука могла бы успешно решать поставленные перед ней задачи, необходимо выполнить следующее:

─ качественно увеличить финансирование науки за счет федерального бюджета (как минимум до 4% от расходной части бюджета), принять необходимые законодательные акты и Правительственные документы, позволяющие учреждениям академического сектора самым активным образом участвовать в решении задач государственной важности, в инновационном процессе и использовать для этих целей и решения других задач государственной важности внебюджетные средства;

─ устранить препятствия, не позволяющие эффективно использовать финансирование и материальные ценности, выделяемые научным учреждениям;

─ повысить ответственность руководителей всех рангов за эффективное использование выделяемых средств;

─ отказаться от принятия решений по изменению структуры управления академическим сектором науки без их широкого обсуждения с научной общественностью.

В ближайшее время, с нашей точки зрения, необходимо осуществить следующие первоочередные мероприятия:

1. Предусмотреть увеличение в Федеральном бюджете 2008 г. финансирование гражданской науки до 210 млрд. руб., в том числе финансирование РАН до 85 млрд. руб. и поэтапное увеличение финансирования науки в РФ из всех источников (Федеральный и региональные бюджеты, инвестиции из частных источников и благотворительных фондов и т.д.) до 3-3,5 % ВВП к 2010 г. Предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ставок для молодых научных сотрудников сверх нормативной численности.

2. Исключить возможность принятия федеральных законов и поправок к ним, приводящих к изъятию у учреждений академического сектора науки внебюджетных средств.

3. Принять нормативные акты, позволяющие учреждениям академического сектора расходовать средства, полученные в IV квартале в следующем году. Разрешить закупки и оказание услуг на сумму до 1 млн. руб. без проведения тендеров. Обеспечить своевременное поступление средств на компенсацию налогов на землю и имущество учреждений академического сектора, и прохождение нормативных и кадастровых документов в установленные регламентом сроки.

4. Обеспечить открытость и гласность при проведении конкурсов на получение целевого финансирования и подведение итогов выполнения научно-исследовательских работ.

5. Утвердить принятый Общим собранием РАН Устав.

В свою очередь, Московская региональная организация профсоюза работников Российской академии наук (МРОПР РАН) считает своей задачей разработку вместе с РАН, профсоюзными организациями других регионов страны цельной концепции карьерного роста исследователя в России и выражает надежду на сотрудничество с органами государственной власти по закреплению основных позиций этой концепции в законодательстве о труде, а также о науке и государственной научно-технической политике.

Московская региональная организация профсоюза работников Российской академии наук (МРОПР РАН) выражает надежду на скорейшее решение проблемы зрелых кадров в научной сфере путем диалога с органами власти.

Только в случае быстрого решения этих вопросов можно с большой долей уверенности утверждать, что отечественная академическая наука сможет стать базой развития России как страны высоких технологий.

По поручению 92 делегатов Собрания полномочных представителей организаций РАН Московского региона-

Председатель Совета МРОПР РАН В.П.Калинушкин

Москва, 17 мая 2007г.

 

©РАН 2019