Высшее образование в кредит

20.05.2003

На совместном заседании Коллегии Минобразования России и Президиума РАН 8 апреля 2003 года обсуждался вопрос «О сотрудничестве Минообразования России и Российской академии наук в области подготовки научных кадров и развития научных исследований».

Высшее образование в кредит
«Надо продумать элементы платного образования с выдачей кредитов, которые студенты должны отработать после окончания института или вернуть, если уезжают», - таким предложением закончил свое выступление на совместном заседании Коллегии Минобразования России и Президиума РАН вице-президент академии Жорес Иванович Алферов.
Заседание 8 апреля было названо «историческим». В этот день обсуждался вопрос «О сотрудничестве Минообразования России и Российской академии наук в области подготовки научных кадров и развития научных исследований». Проблема старения научных кадров и ухода из отрасли молодых специалистов звучала на заседании особенно остро. И это понятно. Одна из главных целей интеграции высшего образования и науки – воспитать научную элиту, но, к сожалению, после получения высококлассного образования многие молодые специалисты уходят из отечественной науки и используют полученные знания на благо других государств. На заседании один за другим звучали примеры. Так ректор МГУ им. Ломоносов, член Президиума РАН академик Виктор Антонович Садовничий отметил тот факт, что «из МГУ уехало 25% молодых людей с ведущих факультетов».
Юрий Дмитриевич Третьяков – председатель попечительского совета Высшего колледжа наук о материалах МГУ им. М.В. Ломоносова, рассказывая об успехах, которых удалось добиться, также закончил свою речь вопросом по болезненной теме: «Как не потерять кадры?» Высший колледж наук о материалах был создан 12 лет назад. Для него ставилась цель: составить высшую научную элиту общества. Со всей страны набрали для обучения талантливых ребят. Первые выпускники имели по 8-10 научных публикаций и академик Буслаев, который был председателем комиссии на защите, предложил присвоить им сразу степень кандидатов наук. В 1992 году 15 студентов посетили вузы Германии. После защиты дипломов половина молодых специалистов сразу уехала в видимо полюбившуюся страну.
Возвращаясь к высказыванию академика Алферова. Жорес Иванович является ректором–организатором Академического физико-технологического университета РАН (АФТУ), который был создан в октябре 2002 года решением президиума РАН на базе Санкт-Петербургского физико-технического института имени А.Ф. Иоффе РАН. АФТУ относится к так называемым «учебным заведениям нового типа», образовавшимся в рамках сотрудничества Минобразования и РАН. По последним данным конкурс среди школьников, поступающих в лицей при АФТУ – 15 человек на место, и это понятно, ведь впереди работа под руководством Нобелевского лауреата и его учеников по самым перспективным направлениям, а дальше…отъезд за рубеж. Жорес Иванович доподлинно знает, что именно такую перспективу, к сожалению, видит перед собой большинство.
Как известно, (это не для кого не является тайной), средний заработок российского ученого, уже имеющего докторскую степень и должность, например, завлаба, составляет около 100 долларов США. Он никак не соответствует квалификации и сложности выполняемой учеными работы. Иностранные фирмы, естественно, предлагают больше. И что самое главное, они предоставляют возможность нашим молодым ученым работать на самом современном научном оборудовании. А возможность заниматься полноценными фундаментальными и прикладными исследованиями, в особенности экспериментальными, зачастую, интересует специалистов даже больше, чем зарплата.
Академик А.О. Чубарьян рассказывал о Государственном университете гуманитарных наук (ГУГН). Университет существует уже 10 лет и располагается на территории Института всеобщей истории РАН. База университета – академические институты гуманитарного профиля, а руководство и преподаватели – высшее звено академической науки…Естественно, и знания, получаемые в этом учебном заведении, - высочайшего уровня. Однако невозможность создать для молодых специалистов надлежащие условия приводит к тому, что в науке после аспирантуры остается работать только половина молодых специалистов.
Как рассказал ректор Московского физико-технического института Николай Николаевич Кудрявцев, 57 базовых кафедр этого технического университета располагается в 50 институтах РАН, большая работа ведется со школами, причем, 70% из них – региональные. Каковы результаты…Коммерческие структуры физтеховцев очень ценит, в них «утекает» порядка 50% выпускников.
Очень важно создать реальные стимулы для увеличения притока молодежи в науку. Для этого необходимо не только увеличить заработную плату и улучшить социальную защищенность, но и решить проблему, связанную с материально-технической оснащенностью научных лабораторий, возможностью доступа ученых к мировым информационным ресурсам.
В этой связи необходимо принять ряд мер на уровне Президента РФ и Правительства. Среди них в качестве первоочередных целесообразно ввести госзаказ на номенклатуру специалистов, выпускаемых вузами, с тем, чтобы молодые специалисты были обеспечены рабочими местами и для них были созданы достойные условия.
Ректор Московского энергетического института член-корреспондент РАН Евгений Викторович Аметистов отметил на заседании, что в Московском Правительстве в качестве эксперимента уже апробируется система выдачи безвозмездных кредитов на оплату высшего образования при условии подписания абитуриентом контракта, обязывающего его отработать 3-4 года в одной из организаций оборонного комплекса.
Присоединенные файлы Текст сообщения ( Сообщ11.doc 69.50 KB )

©РАН 2020