Международная конференция-выставка "Алюминий Сибири"

27.09.2006

Отраслевая или корпоративная? - Крупные компании готовы вкладывать деньги в фундаментальные исследования, но только на определенных условиях

 

В Красноярске прошла 12-я международная конференция-выставка "Алюминий Сибири" - одна из самых представительных в области алюминиевой промышленности. Организованная компанией РУСАЛ, она собрала почти 500 специалистов, представлявших 54 компании из 18 стран, в том числе 335 участников - представителей алюминиевой отрасли России и СНГ. В рамках конференции состоялся круглый стол "Переход отраслевой науки из сферы ответственности государства в сферу ответственности корпоративного сектора - проблемы и возможности".

Как заметил в своем докладе председатель оргкомитета конференции, профессор Государственного университета цветных металлов и золота (г. Красноярск) Петр Поляков, "сегодня при разработке алюминиевых электролизеров используются даже нейронные модели". Мало того, по мнению профессора Полякова, к изучению процессов, происходящих в алюминиевых электролизерах, "можно и необходимо привлекать методы нелинейной термодинамики, медицины, биологии, психологии, педагогики, философии и даже теологии".

При обсуждении перспектив развития российской науки и ее практического взаимодействия с бизнесом, наиболее перспективных направлений такого альянса, влияния на такое сотрудничество интеграционных процессов (глобализация бизнеса, вступление в ВТО), - именно эти вопросы обсуждались на круглом столе в Красноярске, - знания основ перечисленных предметов могут оказаться нелишними.

Итак, какова должна быть логика поведения бизнеса, чтобы соединить бизнес с наукой?

"Взаимодействие науки и бизнеса у нас сейчас в стране находится на уровне пещерного общества, - считает Виктор Манн, заместитель генерального директора "Русской инжиниринговой компании". - Наука - это риск; один из десяти проектов оказывается удачным. Поэтому прежде всего сам бизнес должен быть устойчивым". Тот же РУСАЛ, имеющий мощную по российским меркам корпоративную науку (специализированные подразделения компании - Всероссийский алюминиево-магниевый институт (ВАМИ) и Инженерно-технологический центр), тратит 20 млн. долларов в год на научные изыскания. "Это копейки по сравнению с тем, что делают зарубежные корпорации", - подчеркнул Николай Довженко, проректор Государственного университета цветных металлов и золота (г. Красноярск).

Наука - и отраслевая (прикладная, корпоративная), и фундаментальная - зачастую вполне обоснованно высказывает свои претензии к крупному бизнесу: отсутствует спрос на результаты научных исследований, бизнес, мол, заинтересован только в мгновенной отдаче от вложенных средств и т.п. Но вот что действительно было неожиданно, так это наконец-то услышать, чего именно большой бизнес ждет от большой науки .

"Необходимо повысить транспарентность управления собственности в фундаментальной науке, - подчеркнула Ксения Юдаева, научный руководитель Центра стратегических разработок. - Например, попробовать систему попечительских советов в управлении собственностью научных учреждений. Приоритетное направление реформирования фундаментальной науки - создание новых финансовых и институциональных условий. Другое важное направление реформирования - усиление вклада фундаментальной науки в формирование эффективной системы подготовки кадров". В качестве одного из возможных сценариев участия бизнеса в фундаментальных разработках Ксения Юдаева привела пример фонда, созданного Биллом Гейтсом, для разработки лекарства против СПИДа.

"Сухой остаток". Участники круглого стола согласились с мнением, высказанным ректором Государственного университета цветных металлов и золота Валерием Кравцовым: "Наука в России должна быть едина: вузовская и академическая. Рано или поздно она сконцентрируется вокруг национальных университетов, все остальное уйдет в бизнес, в корпоративные университеты".

©РАН 2020