Ученые СПб ФИЦ РАН выяснили, что затонувшие рыболовецкие сети могут способствовать распространению в Байкале опасных цианобактерий

09.02.2022

Специалисты Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН (СПб ФИЦ РАН) в ходе проведения анализов воды и цианобактерий из озера Байкал выяснили, что затонувшие в озере рыболовецкие сети, накопленные за годы хозяйственного использования водоема, оказываются благоприятной средой для вегетации токсичных цианобактерий. Распространение этих микроорганизмов создает угрозу для экосистемы Байкала, поэтому сегодня требуется регулярный мониторинг и выявление наиболее уязвимых районов акватории.

Байкал является крупнейшим природным резервуаром пресной воды и самым большим по площади пресноводным озером мира, а его прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны. Одна из актуальных экологических проблем Байкала – большое количество затонувших рыболовных сетей, которые со временем обрастают различными водорослями, в том числе цианобактериями. В результате создается значительная масса органического вещества, которая может впоследствии быть субстратом для развития видов цианобактерий, продуцирующих токсины.

Активный рост и вегетация цианобактерий часто приводит к возникновению вредоносного «цветения», которое сопровождается выделением и последующим накоплением в водной среде биологически активных веществ, в частности токсинов, опасных для жизни и здоровья человека и животных. Так, в пресноводных водоемах чаще встречаются нейротоксины, влияющие на центральную нервную систему, и гепатоксины, разрушающие печень. Ранее ряд подобных токсинов уже был обнаружен в пробах воды Байкала сотрудниками Лимнологического института СО РАН (г. Иркутск).

«Затонувшие рыболовные сети представляют угрозу для экосистемы озера Байкал, особенно его прибрежным участкам, так как способствуют активной вегетации цианобактерий, формируют явление «цветения» воды и, в конечном счете, приводят к загрязнению водоема», - рассказывает старший научный сотрудник СПб ФИЦ РАН кандидат биологических наук Екатерина Воякина.

Для изучения данной проблемы летом специалистами Фонда в рамках экологического проекта «Байкал без сетей» в озере Байкал на трех станциях на разной глубине были отобраны образцы воды и биомассы водорослей. Затем учеными СПб ФИЦ РАН было проведено исследование, которое включало в себя определение структуры сообщества водорослей и цианобактерий, обрастающих рыболовные сети, и детектирование вероятных групп цианотоксинов высокоточным физико-химическим методом хромато-масс-спектрометрии.

Цианобактерии были обнаружены в воде между сетями и в обрастании сетей. По численности преобладали нетоксичные виды цианобактерий и диатомовые водоросли. Однако на двух станциях выявлена высокая биомасса цианобактерий, которая свидетельствует о «цветении» воды.

«Результаты исследования пока носят предварительный характер, было собрано небольшое количество проб. Мы не обнаружили цианотоксинов ни на участках акватории, ни во фрагментах сетей с обрастаниями, что является закономерным результатом, так как присутствующие виды цианобактерий не являлись потенциальными продуцентами токсинов. В то же время доминирование цианобактерий как в толще воды, так и обрастаниях позволяет сделать вывод о неблагоприятной экологической ситуации в исследованных районах. Для более обоснованных выводов и выявления наиболее опасных районов необходимо продолжить исследования, особенно акваторий, расположенных в непосредственной близости от населенных пунктов», - отмечает заведующая отделом натурных эколого-химических исследований СПб ФИЦ РАН кандидат биологических наук Зоя Жаковская.

Исследования проводятся в рамках экологического проекта «Байкал без сетей» по договору с Фондом поддержки прикладных экологических разработок и исследований «Озеро Байкал».