http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=70126d4b-f36d-4b32-bef0-9b75345691ba&print=1
© 2024 Российская академия наук

Проект строительства международного морского канала "Евразия"

14.06.2007

С идеей создания канала выступил Южный научный центр Российской Академии Наук

ПрезидентРоссии Владимир Путин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказались в поддержку проекта Ставропольского края по созданию международного морского канала "Евразия" между Черным и Каспийским морями. Об этом, как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе губернатора Ставрополья, сказал глава региона Александр Черногоров по итогам участия края в XI Петербургском международном экономическом форуме.

Проект строительства международного морского канала "Евразия" между Черным и Каспийским морями стоимостью в 4 - 4,5 млрд евро или 140 - 160 млрд рублей был центральным в экспозиции Ставропольского края. Он включает реконструкцию 329 километров уже существующего Манычского водного пути у низовий Дона, где за период с 1936 по 1960 гг. уже были построены три гидроузла с небольшими шлюзами. Далее трасса канала должна проходить по Кумо-Манычской впадине и спускаться в Каспийское море. Общая длина канала - 650 километров. Из них 290 - по территории Ставропольского края.

О целесообразности строительства морского канала "Евразия" говорили в своих выступлениях на пленарном заседании второго дня форума президент РФ Владимир Путин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В частности, Нурсултан Назарбаев сказал: "Транзитный потенциал важно использовать потому, что страны Центральной Азии не имеют, к сожалению, свободного беспрепятственного выхода наших товаров к мировому океану. Этот доступ, причем беспрепятственный, к мировым океанам может обеспечить нам Россия. В данном случае, естественно, отпадает необходимость поиска альтернативных экспортных маршрутов. Знаковым проектом в связи с этим может стать строительство нового судоходного канала "Евразия" от Каспийского моря к Черному морю. По данным экспертов, этот канал был бы на тысячи километров короче Волго-Донского и стал бы мощным коридором выхода всей Центральной Азии к морям через Россию. Кстати, изучение документов показывает, что ещё в 1936 году Совет народных комиссаров СССР подготовил ТО и проект этого канала, который остался неосуществленным".

С идеей создания канала выступил Южный научный центр Российской Академии Наук и Фонд транспортных проектов при Международном Конгрессе промышленников и предпринимателей. В ходе майского визита президента страны Владимира Путина в государства Средней Азии тоже велись переговоры о строительстве новых путей транзита грузов через Каспийский и Азово-Черноморский бассейны. На уровне министров транспорта России и Казахстана обсуждался в том числе и проект строительства канала "Евразия" как мощного транспортного трансконтинентального коридора.

Создание такой международной воднотранспортной системы включает в себя бассейны Каспийского, Азовского, Черного и Средиземного морей с выходом на внутренние водные пути Европы (Рейн - Майн - Дунай). Длина канала составляет 650 км, около 270 км пройдет по территории или границе Ставропольского края.