http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=7215daa5-96ec-49ec-b802-711788d75b5b&print=1
© 2019 Российская академия наук

Портрет науки на рубеже эпох

30.05.2007

"Люди науки не могут не осознавать, что без их работы немыслимо просвещение и культура, а без этих последних - никакое достойное человеческое существование",-С.Ф. Ольденбург, 1917

Лаборатория научно-прикладной фотографии и кинематографии Института истории естествознания и техники Российской академии наук (ЛАФОКИ РАН), группа художников М'АРТ (Москва) и Государственный центр фотографии Санкт-Петербурга представили проект "Портрет науки на рубеже эпох". Его целью является привлечение внимания общественности к деятельности

Российской академии наук и отечественной науке в целом как важнейшему институту современной культуры. "Портрет науки на рубеже эпох" - галерея фотопортретов выдающихся российских деятелей науки XX и XXI веков, нескольких поколений ученых, работавших в довоенное время, и наших современников. Такая экспозиция дает ощущение исторической перспективы, подчеркивает неразрывность и преемственность не только научной, но и нравственной и эстетической традиции отечественной культуры. В реализации проекта приняли участие многие деятели культуры: писатель, научный журналист и историк науки Владимир Губарев, московский художник Андрей Павловский, действительные члены Академии, ставшие непосредственными участниками проекта.

На выставке представлены современные фотоотпечатки с оригинальных негативов знаменитого русского фотографа М.С. Наппельбаума (1869 - 1958) из собрания ЛА-ФОКИ. Коллекция портретов членов Академии была создана мастером по заказу ЛАФОКИ АН СССР в 1930 - 40-е годы. В коллекции портреты академиков Вернадского, Ферсмана, Вавилова, Карпинского, Капицы, Семенова и многих других.

Портреты ученых, являющихся лицом современной отечественной науки, среди которых академики Котельников, Лаверов, Месяц, Плате, Голицын, Коновалов, сделаны известным московским фотографом, заведующим ЛАФОКИ РАН Александром Маровым.

Весь проект выполнен в рамках традиционных бром-серебряных процессов. Именно эта техника ручной печати, а также творческая манера Наппельбаума, а не "игра в винтаж", стали эстетической основой выставки. Особая роль в ее оформлении отведена выбранному стилю - конструктивизму. Эстетика конструктивизма, как динамичного и созидательного способа осмысления реальности, наиболее близка просветительским задачам проекта.

Проект "Портрет науки на рубеже эпох" демонстрировался в 2005 году в выставочном зале архива Академии наук, часть экспозиции была представлена на выставке "Москва - город науки. 2006". Из Санкт-Петербурга выставка переедет в Москву и будет экспонироваться в Государственном политехническом музее.

Источник: Журналистика и медиарынок