Академику Михееву Сергею Викторовичу - 80 лет!

22.12.2018

Юбилей академика Михеева Сергея Викторовича

Академик
Михеев Сергей Викторович

 (jpg, 46 Kб)

Сергей Викторович Михеев родился 22 декабря 1938 года в Хабаровске.

В 1962 году окончил факультет авиационной техники Московского авиационного института. Далее — в опытно-конструкторском бюро «Камова»: инженер, начальник бригады, ведущий конструктор, начальник отдела, с 1967 года — ведущий конструктор, с 1971 года — начальник отдела каркасных конструкций. С 1974 года — стал главным конструктором и, одновременно, директором Ухтомского вертолётного завода, в 1987 году — генеральным конструктором ВНТК имени Н.И. Камова, в 1994 году стал президентом и генеральным конструктором ОАО «Камов». В настоящее время — Генеральный конструктор ОАО «Камов».

Одновременно — профессор МАИ.

Член-корреспондент РАН с 2000 года, академик РАН с 2011 года — Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления. Специалист в области вертолетостроения.

Академик С.В. Михеев — заслуженный советский и российский ученый и авиаконструктор в области вертолетостроения. Под его руководством разработаны современные гражданские и военные модели вертолетов соосной схемы расположения винтов, в том числе поколение корабельных вертолетов с автоматизированными пилотажно-навигационными комплексами, а также поколение новейших ударных вертолетов.

Основные научные результаты: решены фундаментальные проблемы разработки оригинальных концепций боевых и гражданских вертолетов, реализация их в отечественном вертолетостроении; разработана теория и методы расчета вертолетов соосной схемы, не имеющих аналогов в зарубежном вертолетостроении.

Работы С.В. Михеева в области аэромеханики соосных несущих винтов, динамики движения соосных аппаратов, широкого внедрения в их конструкцию полимерных композиционных материалов и автоматизации полета позволили создать для Министерства обороны, других ведомств страны уникальные вертолетные комплексы. Под его руководством для ВМФ созданы боевой корабельный вертолет Ка-27 для борьбы с атомными подводными лодками, поисково-спасательный Ка-27ПС, экспортный Ка-28, транспортно-боевой Ка-29 и радиолокационного дозора Ка-31.

Для армейской авиации построен боевой ударный вертолет Ка-50 «Черная акула» — самый мощный ударный вертолет в мире, работы над которым начались еще в 1977 году. Он был и остался единственным в мире одноместным боевым вертолетом. В этом «летающем танке» впервые в отечественном авиастроении были широко применены композиционные материалы, металлопластиковые подшипники, многие другие технологические ноу-хау. «Черная акула» позволяла пилоту видеть на экране бортового дисплея всю группу вертолетов, решающих боевую задачу, обмениваться с ними информацией и, в случае необходимости, управлять группой. Аналогов не было не только в России, но и в США.

Боевой многофункциональный и всепогодный Ка-52 «Аллигатор» на настоящий момент является лучшей в мире боевой винтокрылой машиной — он имеет радары, комплексы активной защиты, современную авионику, мощное вооружение, способен работать в системе сетецентрического управления воздушным и наземным полем боя. Это лучший боевой вертолет в мире.

Создан многоцелевой Ка-60 «Касатка». Гражданское направление представляют многоцелевые вертолеты Ка-32 и его модификации, Ка-226 и вновь создаваемый скоростной Ка-62. Новое направление работ связано с созданием беспилотных вертолетов в интересах военных и гражданских эксплуатантов.

В постсоветское время авиапром бывшего СССР оказался в критическом положении — хотя в вертолетостроении страна сохраняла лидерство, тем не менее, не удалось воспользоваться мировым приоритетом и насытить рынок самыми скоростными и самыми грузоподъемными вертолетами, которые были бы вне конкуренции. В 90-е, в самый тяжелый для страны и отрасли период, фирма «Камов», где только и умели делать соосные машины, имела все шансы обанкротиться и навсегда исчезнуть, однако сохранилась — и только потому, что ее президентом и Генеральным конструктором оказался С.В. Михеев.

Автор 138 научных работ, из них 8 монографий, 76 авторских свидетельств и патентов.

Он сохранил уникальную конструкторскую школу проектирования соосных вертолетов, которые, по мнению специалистов, будут доминировать в небе XXI века — под его руководством подготовлено 6 докторов и 17 кандидатов технических наук.

Член редколегий 7 журналов: «Техника воздушного флота», «Полет», «Авиационная промышленность», «Вестник воздушного флота», «Вертолет», «Военный парад» и «Вестник авиации и космонавтики».

В 1990-1993 гг. — народный депутат РСФСР/РФ, член Комиссии Верховного Совета по транспорту, связи и информатике.

В 1993-1994 гг. — член Совета по промышленной политике при Правительстве РФ.

С 1997 года — член Научного совета при Совете Безопасности РФ, член Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по проблемам оборонно-промышленного комплекса.

Президент Российского вертолетного общества и Ассоциации вертолетной индустрии.

Является членом Международной вертолетной ассоциации, членом вертолетных обществ России, США и Европы.

Заслуженный деятель науки РФ.

Герой России. Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции.

Лауреат Ленинской премии и Государственной премии РФ.

Имеет Благодарность Президента РФ.

Лауреат премии им. А.Н. Туполева РАН — за комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию боевых и гражданских вертолетов.

Подразделы

Объявления

©РАН 2024