Академику Матвеенко Александру Макаровичу - 80 лет!

20.08.2019

Юбилей академика Матвеенко Александра Макаровича

Академик
Матвеенко Александр Макарович

 (jpg, 48 Kб)

Александр Макарович Матвеенко родился 20 августа 1939 года в г. Днепродзержинске Днепропетровской области УССР. В начале Великой Отечественной войны он в двухлетнем возрасте с матерью был эвакуирован в Казахстан.

Учился в Харьковском авиационном институте, в конце учёбы перевёлся в МАИ, окончив в 1962 году факультет «Самолетостроение и вертолетостроение». Далее в КБ Сухого: начальник лаборатории, преподаватель. В МАИ: доцент, заместитель декана, в 1975-1992 гг. —декан Самолетного факультета МАИ. В 1992-2007 гг. — ректор Московского авиационного института (Государственного технического университета). С 2007 года — советник ректората, научный руководитель КБ по созданию и производству легких самолетов, учебно-методического центра ЦАГИ-МАИ.

С 1978 года по настоящее время заведует кафедрой систем оборудования летательных аппаратов.

Член-корреспондент РАН c 1997 года, академик РАН c 2003 года — Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления.

Специалист в области машиностроения, гидромеханики, проектирования и испытания летательных аппаратов и систем оборудования.

Академик А.М. Матвеенко — российский ученый, научные интересы которого: исследование и разработка технических систем с форсированными режимами работы, динамика работы систем автоматического торможения самолетов. Им создано научное направление по разработке технических систем с форсированными режимами работы. Показано, что такие системы в 1,5-2 раза снижают массу, объём и мощность систем оборудования. В МАИ под руководством А.М. Матвеенко создан новый класс сверхлегких самолётов: одноместный, двухместный, сельскохозяйственный вариант, автожир, планер. Произведено 320 самолетов, более 100 из которых эксплуатируются в России, 200 продано за рубеж.

А.М. Матвеенко возглавил легендарный институт в очень тяжелое для страны время — тогда практически прекратилось финансирование науки. Государство выделяло средства только на зарплату и стипендии, и то не полностью. Пришлось, «сводя концы с концами», резко менять подходы к организации учебного процесса всего научно-хозяйственного комплекса вуза-гиганта. В то время ректор снял ограничения на зарплату: если ведешь научные разработки и исследования, если ведешь платное обучение и иностранных студентов — получи, сколько заработал. Так удалось в основном сохранить преподавательский состав, а со временем — привлекать талантливую молодежь.

Под руководством А.М. Матвеенко МАИ устоял, уверенно движется вперед, сохраняя великие традиции, заложенные блестящей плеядой ученых 1930-70-х годов. Московский авиационный институт, один из крупнейших технических университетов мира, насчитывает сегодня 12 основных факультетов, 8 территориальных факультетов и отделений, появились специальности медицинского машиностроения, с 2001 года открыт факультет иностранных языков, что крайне важно в условиях нынешней мировой интеграции авиационно-космической науки и техники. В институте свыше 2 тысяч преподавателей, около 1,5 тысячи научных сотрудников, инженеров, рабочих и служащих, 20 тысяч студентов, которых готовят по 51 специальности. Учеба в МАИ снова стала престижной.

В настоящее время Московский авиационный институт превращен в аналог технопарка, в котором, наряду с учебными аудиториями, сконцентрированы многочисленные научные лаборатории, 12 научно-образовательных центров, 7 ресурсных центров, конструкторские бюро, в том числе студенческие, опытно-экспериментальный завод, аэродром и объекты социальной инфраструктуры.

А.М. Матвеенко — автор более 120 научных работ, 5 монографий, 15 учебников и учебных пособий, десятков изобретений, 32 авторских свидетельств.

Член редколлегии журнала «Мехатроника, автоматизация, управление».

Действительный член Инженерной академии, Академии авиации и воздухоплавания, Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.

Награжден орденом «Знак Почета», орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, многочисленными ведомственными наградами.

Лауреат Государственной премии РФ и дважды премии Правительства РФ.

Подразделы

Объявления

©РАН 2021