http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=7fd8d66f-54e0-4321-a342-176afff2acbb&print=1
© 2020 Российская академия наук

В России и США начинается строительство ЛЭП нового поколения

13.06.2007

Приняты решения приступить к строительству первых в мире энергосетей, использующих сверхпроводящие подземные кабели

В начале июня в Нью-Йорке и Москве независимо друг от друга были приняты решения приступить к строительству первых в мире энергосетей, использующих сверхпроводящие подземные кабели. Не раз описываемые в фантастических романах эффекты сверхпроводимости были недостижимы для реального использования. Теперь ситуация меняется, и, по мнению специалистов, реализация этих проектов откроет перед человечеством уникальные перспективы и произведет в энергетике настоящую революцию.

Как сообщили РБК daily в РАО "ЕЭС России", в рамках программы по развитию энергосистемы Москвы до 2010 года в столице планируется возвести первую в России промышленную линию электропередачи с использованием сверхпроводящих кабелей, охлаждаемых жидким азотом. По утверждениям специалистов Института сверхпроводимости и физики твердого тела Российского научного центра "Курчатовский институт", являющегося разработчиком основных положений проекта, этот шаг позволит существенно увеличить пропускную способность энергосетей и повысит их мощности, что поможет избавить Москву от множества энергетических проблем. Общий объем инвестиций в программу составит 320 млрд руб.

По утверждениям представителей Российской академии наук, эти два крупнейших проекта могут стать по-настоящему прорывными в мировой энергетике. На их основе предполагается реализовать множество новых технических идей и решений, которые должны открыть новую эру в энергетике - эру сверхпроводящей техники.

"Об использовании сверхпроводящих кабелей в XX веке писали многие фантасты, но до реального их использования пока дело не доходило, - рассказывает РБК daily научный руководитель Института сверхпроводимости и физики твердого тела Российского научного центра "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН Николай Черноплеков. - Сейчас ситуация меняется, и после нескольких опытных линий сверхпроводящие ЛЭП готовятся вступить в промышленную эксплуатацию".

"Трудность заключалась в том, что требовалось изготовить кабель с практически идеальной/кристаллической структурой материала, - рассказывает РБК daily ведущий научный сотрудник Физического института им. П.Н. Лебедева РАН Кирилл Мицен. - Если ровная поверхность провода имела повреждения, появлялось сопротивление и росли потери энергии. Но сейчас удалось разработать технологию, позволяющую добиться более-менее высокого качества изготовления".

"С начала века по всему миру стали появляться опытные сверхпроводящие линии, - рассказывает замдиректора по научной работе Института сверхпроводимости и физики твердого тела Российского научного центра "Курчатовский институт" Виктор Кейлин. - Первая из них была испытана в США. Сейчас там функционирует в экспериментальном режиме кабель длиной 100 м на острове Лонг-Айленд. На его примере был сделан вывод, что такие линии могут быть рентабельными".

"В России сверхпроводящих линий пока нет, но подписанная совместно с РАО "ЕЭС" программа предполагает строительство 500-метрового опытного кабеля в Подмосковье, - отмечает Виктор Кейлин. - Уже реализуется меньший проект по возведению на одном из полигонов 30-метровой ЛЭП. Срок их сдачи - до конца 2009 года. После чего, если результаты окажутся обнадеживающими, будет дан старт более масштабному проекту по возведению внутри Москвы нескольких подземных сверхпроводящих линий длиной уже до 1 км. Возможно, они вступят в эксплуатацию после 2010 года".

Существенно помочь могут сверхпроводящие подземные кабели. К сожалению, сейчас их длина имеет ограничения до нескольких километров, но со временем специалисты надеются, что появится возможность строить ЛЭП длиной до нескольких десятков километров, и тогда сверхпроводящими сетями можно будет связывать целые регионы. Но к этому надо еще подойти. И реализуемый в Москве проект, когда сверхпроводящие кабели вступают в реальную промышленную эксплуатацию, позволит существенно продвинуть исследования в этом направлении".

РБК daily, Владимир Гаврилов