Совместные заявления Академии наук

14.06.2006

Состоялась встреча Президентов Академий наук стран "Группы восьми", Бразилии, Китая, Индии и Южной Африки

19-20 апреля 2006 года состоялась встреча Президентов Академий наук стран "Группы восьми", Бразилии, Китая, Индии и Южной Африки, на которой были обсуждены проблемы:

Устойчивость и безопасность крупных энергетических систем.

Новые перспективные методы диагностики и терапии гриппозных заболеваний, включая птичий грипп.

По итогам встречи были приняты совместные Заявления, которые мы предлагаем вашему вниманию.

Совместное заявление Академий наук:

Энергетическая устойчивость и безопасность

Международное сообщество выделяет три основные взаимосвязанные составляющие устойчивого развития: экономическое процветание, социальное развитие и защиту окружающей среды. Для всех стран мира устойчивое и надежное энергоснабжение является одним из важнейших условий достижения этих трех целей: если не удастся обеспечить энергетическую устойчивость и безопасность, невозможно будет реализовать основные цели человеческого развития.

В прошлом году мы рассмотрели основные проблемы, связанные с изменением климата. Эти проблемы в значительной мере связаны с энергетическими системами и их использованием. Поэтому мы приветствуем возможность обсудить энергетическую устойчивость и безопасность в связи с саммитом "Группы восьми" в 2006 году и предполагаем продолжить работу по этим важнейшим вопросам и в перспективе. Созданный Академиями мира Межакадемический Совет проводит в настоящее время глубокое исследование проблем технологического перехода к устойчивой энергетике, которое должно быть закончено в течение одного года.

Проблемы и вызовы, связанные с энергетической устойчивостью и безопасностью

Становятся все более очевидными весьма серьезные трудности, связанные с устойчивым развитием энергетики и энергетической безопасностью. Они включают:

-Значительное глобальное и региональное воздействие развития ныне существующих энергетических источников и систем на окружающую среду, изменение климата и здоровье людей,

-Прогнозируемый постоянный рост потребности в экономически доступных и экологически чистых источниках энергии и соответствующий рост потребности в инвестициях для создания эффективной системы глобального энергоснабжения,

-Напряжённость, связанная, в особенности, с энергообеспеченностью транспортных систем,

-Усиление географических несоответствий между расположением источников и потребителей энергии,

-Неэффективное и расточительное использование энергоресурсов,

-Сильный рост и колебания цен на нефть и газ,

-Проблема обеспечения топливом и электроэнергией значительной части населения мира для повышения качества жизни,

-Воздействие природных катастроф, системных аварий и людских действий на энергетическую инфраструктуру..

-Меры, направленные на решение проблем энергетической устойчивости и безопасности

-Обеспечение глобальной энергетической устойчивости и безопасности потребует целого ряда энергичных мер на национальном уровне и широкого международного сотрудничества. Эти действия и совместные шаги должны основываться на широкой поддержке общественности, в первую очередь, в определении путей повышения эффективности использования энергии. Во-вторых, необходимо будет развивать и внедрять новые источники и системы энергоснабжения, включая экологичное использование угля и нетрадиционных ископаемых ресурсов, передовые системы атомной энергетики и возобновляемые источники энергии. Диверсификация видов моторного топлива, более широкое использование технологий с малым выбросом загрязняющих веществ для личного транспорта и больший акцент на развитии городского общественного транспорта могли бы обеспечить столь необходимую гибкость и экономичность в стремительно урбанизирующемся мире.

-Осуществление необходимых изменений в энергетических системах и парадигмах развития энергетики будет невозможно без решения многих сложных научно-технических и экономических задач и потребуют последовательного вложения огромных ресурсов на протяжении десятилетий. Это потребует также намного большей открытости и передачи знаний, технологий и перетоков капитала.

-Для достижения приемлемого уровня глобальной энергетической устойчивости и безопасности потребуется, таким образом, постоянное внимание со стороны правительств и осуществление международного сотрудничества в вопросах определения стратегических приоритетов энергетической политики, а также последовательной реализации соответствующих конкретных подходов, мер и внутренних инвестиций. Для того, чтобы путем совместных и своевременных действий противостоять угрозам энергетической устойчивости и безопасности и избежать значительного экономического, экологического и политического ущерба, будет принципиально важно также вовлекать широкую общественность и руководителей промышленности в процесс выработки и достижения этих ключевых приоритетов.

Эти общие стратегические приоритеты должные включать:

-Стимулирование повышения энергоэффективности, включая повышение энергетической и экономической эффективности энергосистемы как целостной системы,

-Диверсификацию спроса и предложения энергии, поскольку разнообразие энергоресурсов, их источников, рынков сбыта, маршрутов и способов транспортировки уменьшает уязвимость, связанную с каким-либо одним или преобладающими источниками энергии и энергосистемами,

-Развитие устойчивой и гибкой глобальной энергетической инфраструктуры,

-Развитие чистых и экономически доступных энергетических источников и систем, включая передовые атомные технологии и возобновляемую энергетику;

-Децентрализацию выработки энергии за счет разработки местных энергетических источников и систем;

-Развитие эффективных экономических инструментов, способствующих снижению выбросов парниковых газов;

-Внимание к насущным нуждам примерно трети населения мира, которая не имеет доступа к современной энергетике.

Инновации, исследования, опытные разработки и внедрение

Мы осознаем особую ответственность научно-технического сообщества в содействии переходу к устойчивым и безопасным энергетическим системам. Мы обращаем особое внимание на те области международного сотрудничества, НИОКР и инноваций, которые будут иметь ключевое значение. В качестве примеров таких важных областей можно назвать:

-Повышение энергоэффективности зданий, приборов, двигателей и транспортных систем, а также внутри самого энергетического сектора, что может явиться мощным фактором общего повышения энергоэффективности,

-Системный анализ для определения оптимальных стратегий для различных условий,

-Чистые угольные технологии, включая возможности для секвестрации СО2,

-Развитие передовой ядерной энергетики, с учетом решения проблем безопасности, отходов и нераспространения,

-Контроль загрязнения окружающей среды,

-Нетрадиционные ископаемые виды топлива и связанная с ними защита окружающей среды

-Производство и преобразование биомассы, преобразование газа в жидкое топливо,

-Возобновляемые источники энергии как долгосрочная перспектива, включая геотермальные, ветровые, приливные, солнечные и технологии накопления энергии,

-Малые децентрализованные системы для населения, проживающего в бедных, сельских и изолированных районах, исследование возможности более широкого применения таких систем..

Заключение

Мы призываем все страны мира к сотрудничеству в выработке общих стратегических приоритетов для обеспечения устойчивых и надежных систем энергообеспечения и осуществления мер по практической реализации этих приоритетов.

Государства-члены "Группы восьми" несут особую ответственность за сложившийся высокий уровень потребления энергии и должны взять на себя лидерство в обеспечении глобальной энергетической устойчивости и безопасности.

Мы призываем мировых лидеров, особенно участников саммита "Группы восьми" в июле 2006 года:

-Заявить об реальности и неотложности проблем, вызывающих обеспокоенность в отношении глобальной энергетической безопасности.

-Учитывать необходимость масштабного инвестирования в развитие энергетической инфраструктуры, принимая во внимание периоды освоения для перехода к новым экологически чистым, экономически доступным и устойчивым энергетическим системам.

-Усилить сотрудничество с развивающимися странами с целью создания в этих странах потенциала, позволяющего им использовать существующие и инновационные энергетические системы и технологии, включая передачу технологий.

-Способствовать, путем проведения соответствующей политики и использования экономических инструментов, развитию и внедрению экономически конкурентоспособных, экологически благоприятных и приемлемых для рынка экологически чистых технологий использования ископаемых источников, ядерных и возобновляемых технологий.

-В сотрудничестве с промышленностью обеспечить разработку и внедрение технологий и принятие мер по обеспечению защиты энергетической инфраструктуры от природных катастроф, технологических аварий и действий людей

-Заняться решением проблемы существенного недофинансирования НИОКР в данной сфере и создать стимулы для ускорения проведения передовых исследований и разработок, в том числе в партнерстве с частными компаниями.

-Обеспечить выполнение образовательных программ в сфере энергетики в целях усиления понимания общественностью вызовов, связанных с энергетикой, и подготовки квалифицированных экспертов и инженерно-технологических специалистов в этой области

-Сконцентрировать правительственную поддержку научных исследований и создания технологий на повышении энергоэффективности, и таких областях как нетрадиционные углеводороды и чистые угольные технологии с секвестрацией СО2, инновационная ядерная энергетика, децентрализованные системы энергоснабжения, возобновляемые источники энергии, производство биомассы и преобразование биомассы и газа в топливо.

Грипп птиц и инфекционные болезни

В настоящее время распространение гриппа птиц поставило перед миром проблему, связанную с вероятностью новой пандемии гриппа человека. Пандемии возникают редко, но могут иметь разрушительные последствия для здравоохранения во всем мире. ТОРС (тяжелый острый респираторный синдром) привел к серьезным экономическим потерям, которые оцениваются в тридцать миллиардов долларов США. Социальные и экономические последствия пандемии гриппа человека могут быть значительно более масштабными.

Грипп птиц - лишь одна из многих инфекционных болезней, с которыми сталкивается человечество. В настоящее время он вызывает серьезную обеспокоенность в сфере здоровья животных и торговли птицеводческой продукцией и, потенциально, может привести к началу новой пандемии гриппа у людей. Тем не менее, сегодня грипп птиц никоим образом не является болезнью, вызывающей наибольшую обеспокоенность населения в мире. В то время, как некоторые из предпринимаемых сейчас мер направлены непосредственно на противодействие гриппу птиц, некоторые из них (например, создание национальных и международных сетей мониторинга заболеваний) могут оказаться полезными и для контроля других инфекционных болезней. Очень важно, чтобы мировое сообщество не оставляло без внимания эти другие инфекционные болезни в ходе противодействия гриппу птиц. С другой стороны, грипп птиц может способствовать развитию в глобальном масштабе научных исследований и наращиванию потенциала реагирования на вновь возникающие и возвращающиеся инфекции.

Опыт недавнего времени показал, что меры по контролю вновь возникающих зоонозных болезней, включая сдерживание их распространения и снижение экономических потерь, должны тесно координироваться на международном уровне с целью снижения долгосрочного риска для здоровья человека.

Рекомендации

Все государства мира должны сотрудничать в решении нынешних проблем, связанных с распространением гриппа птиц, а также в сфере долгосрочных глобальных стратегий противодействия другим эпидемиям и вновь возникающим инфекционным болезням. Такое сотрудничество потребует скоординированных действий всех заинтересованных партнеров, включая правительства стран, ученых, специалистов в области здравоохранения и ветеринарии, экономистов, представителей бизнеса и населения в целом.

В связи с этим мы призываем мировых лидеров, в частности лидеров, которые соберутся на саммит "Группы восьми" в Санкт-Петербурге в июле 2006 года, осуществить следующие рекомендации. Со своей стороны мы обязуемся работать с правительствами и другими соответствующими партнерами для достижения этих целей.

Поддержать существующие международные инициативы по мониторингу и борьбе с гриппом птиц, в частности, инициативы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной организации здоровья животных (ВОЗЖ), Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Всемирного банка.

ВОЗ, в частности, разработала проект протокола по своевременному реагированию и сдерживанию возможной пандемии гриппа, включающий вопросы биобезопасности, связанные с таким сдерживанием, а также подготовила ряд других рекомендаций. Государствам следует уделять особое внимание данным рекомендациям при разработке и реализации собственных национальных стратегий в ожидании возможного проникновения гриппа птиц и других угроз, связанных с возникновением пандемий, в пределах своих границ.

Оказывать поддержку развивающимся странам в реализации их собственных национальных стратегий противодействия гриппу птиц и другим инфекционным болезням, в наращивании потенциала соответствующих инфраструктур (в особенности для мониторинга и выявления заболеваний), а также помогать этим странам в их усилиях по снижению неизбежного социально-экономического воздействия вспышек инфекционных болезней на беднейшие слои своего населения;

Не все страны сегодня обладают достаточными возможностями для реализации мер по противодействию гриппу птиц или другим инфекционным болезням. Наличие подобной инфраструктуры чрезвычайно важно для противодействия этой угрозе при одновременном обеспечении экономического роста и устойчивого развития в целом. Недавняя Международная донорская конференция, состоявшаяся в январе 2006 г. в Пекине, подтвердила готовность правительств и международных организаций поддержать скоординированные действия развивающихся стран, направленные на противодействие гриппу птиц. Эти действия обязательно должны быть реализованы.

Глобальный мониторинг является основополагающим инструментом контроля вновь возникающих и зоонозных заболеваний. Существующая многокомпонентная и нескоординированная система является неадекватной с точки зрения географического охвата территорий и кадрового или научного потенциала. В реализации подходов, направленных на улучшение ситуации и повышение степени координации, должны участвовать национальные и международные правительственные учреждения всех уровней, равно как и разнообразные научные организации, учреждения здравоохранения и неправительственные организации- в качестве партнеров в рамках существующих и создаваемых систем.

В связи с этим, правительства стран "Группы восьми" должны прибегнуть к независимому, доказательному исследованию (которое может быть проведено, например, Межакадемическим советом с привлечением экспертов из стран "Группы восьми" и развивающихся стран) с целью разработки рекомендаций по дальнейшему развитию возможностей глобальной системы мониторинга инфекционных болезней. Подобное исследование должно изучить вопросы распределения соответствующих функций, определения механизмов координации и отчетности, людские ресурсы, научный и технологический потенциал, а также соответствующие финансовые расходы, необходимые для улучшения возможностей глобальной системы мониторинга инфекционных болезней.

Силы международного научного и медицинского сообщества должны быть мобилизованы на разработку новых вакцин и лекарственных препаратов, а также новых ускоренных методов производства вакцин (по существующим оценкам, мировые мощности по производству сезонной вакцины против гриппа позволяют производить около 300 млн. доз в год). Также необходимы дополнительные исследования для лучшего понимания наиболее эффективных способов использования вакцин и лекарственных препаратов, имеющихся на рынке.

Учитывая зоонозное происхождение гриппа птиц и некоторых других значимых инфекционных болезней, правительства и научное сообщество должны способствовать развитию международного сотрудничества между службами здравоохранения и ветеринарии в разработке новых методов обнаружения, диагностики, профилактики и лечения инфекционных болезней, которые бы учитывали существующие различия между странами и сообществами по всему миру и их разные возможности по успешному противодействию вспышкам инфекционных болезней.

Необходимо способствовать тому, чтобы правительства более тесно взаимодействовали в области сбора клинических и эпидемиологических данных. Вспышка ТОРС выявила ряд проблем в области обмена клиническими данными об инфицированных пациентах. Страны должны реализовывать стратегии, которые позволяют осуществлять доступ к клиническим данным и обмен этими данными, в особенности на ранних стадиях пандемии, с целью получения и распространения информации о заболевании, наиболее уязвимых группах населения и лучших способах лечения и клинического ухода.

Кроме того, разрабатываемые сегодня национальные стратегии должны включать протоколы оценки эффективности мер, предпринимаемых до и во время возможных вспышек заболевания, для того чтобы полученные знания могли быть переданы другим странам, еще не имевшим вспышек. Сети и инфраструктуры для сотрудничества в области исследований должны быть созданы сейчас.

Множество вопросов, связанных с гриппом птиц, также имеют отношение и к другим инфекционным болезням. Необходимо отметить, что другие инфекции, такие как туберкулез, ВИЧ/СПИД, малярия и эбола являются причинами широкой заболеваемости людей и наносят серьезный экономический урон, в особенности в менее развитых странах. Меры по противодействию данным болезням уже финансируются в недостаточной мере. Международное сообщество должно способствовать тому, чтобы повышенное внимание, уделяемое гриппу птиц, не конкурировало, а, наоборот, служило катализатором развития широкой и устойчивой инфраструктуры, обладающей необходимым потенциалом для противодействия целому спектру инфекционных болезней в глобальном масштабе.

©РАН 2024