Наука в Сибири

25.03.2020

(png, 19 Kб)

2020 год

25 марта 2020

Сибирские ученые создали алгоритм для перевода старой орфографии в современную

Сотрудники Института вычислительных технологий СО РАН разработали систему, которая позволяет переводить дореволюционные издания в современную русскую орфографию практически без участия человека. Алгоритм может выполнять рутинную работу редакторов и дает исследователям дополнительные инструменты для анализа текстов.

18 марта 2020

Китай будет испытывать сибирские разработки для защиты от коронавируса

В научных и медицинских учреждениях Китая выразили готовность исследовать и развивать разработки сибирских институтов и коммерческих организаций для выявления, предотвращения и лечения коронавируса. Речь идет о тест-системах, медицинских масках и вакцинах ускоренного действия.

Сибирские ученые помогут прочитать нарушенную ДНК

Исследователи Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и Новосибирского государственного университета работают над коктейлем из белков, который способен помочь в расшифровке деградировавшей ДНК — это важно, в частности, для палеогенетиков и судмедэкспертов.

17 марта 2020

Началось освоение площадки ЦКП «СКИФ»

На площадке в Кольцово стартовали работы по строительству Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов». На 2020 год запланировано проведение комплексных инженерных изысканий и разработка проектной документации.

11 марта 2020

Сибирские ученые научились определять герпес 4-го типа у коров

Сотрудники лаборатории биотехнологии Института экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН создали тест-систему, которая позволяет в режиме реального времени выявлять вирус герпеса 4-го типа у крупного рогатого скота. Статья об этом опубликована в журнале «Вопросы вирусологии».

3 марта 2020

Ученые Института вычислительных технологий СО РАН оптимизируют обработку данных спутникового мониторинга Земли

ИВТ СО РАН уже достаточно долгое время сотрудничает с Научно-исследовательским центром «Планета», входящим в структуру Росгидромета. Технологии обработки данных с орбиты совершенствуются год за годом. Как именно — рассказала старший научный сотрудник ИВТ СО РАН кандидат физико-математических наук Елена Александровна Мамаш, работающая в совместной с Алтайским государственным университетом лаборатории аэрокосмического мониторинга и обработки данных.

26 февраля 2020

Сибирские ученые разрабатывают материалы для лазерной стереолитографии

Сотрудники Байкальского института природопользования СО РАН (Улан-Удэ) совместно с коллегами из ФИЦ «Кристаллография и фотоника РАН» (Москва) создают материалы для 3D-печати высокопрочных термо- и теплостойких изделий, перспективных для использования в авиакосмической отрасли.

10 февраля 2020

Китайцы попросили помощи сибирских ученых в борьбе с коронавирусом

От Министерства иностранных дел КНР в адрес СО РАН поступил запрос о включении научных ресурсов Сибирского отделения в работу, которую сейчас ведет Китай для борьбы с коронавирусной инфекцией. «В запросе подчеркивается, что это не только проблемы диагностики или вакцинирования, но более широкий комплекс вопросов, связанных с разработкой физических методов профилактики, созданием принципиально новых лекарственных препаратов и так далее, — рассказал заместитель председателя СО РАН академик Михаил Иванович Воевода.

Миллиард рублей выделен на проектирование СКИФ в 2020 году

О финансировании и сроках реализации проекта Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП СКИФ) рассказал директор организации-застройщика — Института катализа им. Г. К. Борескова СО РАН — академик Валерий Иванович Бухтияров.

5 февраля 2020

Сибирские ученые создали препарат для лечения туберкулеза

Исследователи из Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины предложили усовершенствовать уже существующий противотуберкулезный препарат (изониазид), добавив к нему биосовместимый полисахарид — окисленный декстран. Такое лекарство способно проникнуть внутрь клетки и уничтожить микобактерию туберкулеза. Доклинические исследования уже подтвердили его нетоксичность и высокую эффективность.

31 января 2020

Ученые установили, что радиационная обработка улучшает свойства ракетного топлива

Специалисты Института химии твердого тела и механохимии СО РАН и Федерального научно-производственного центра «Алтай» провели на промышленном ускорителе ИЛУ-6 серию экспериментов по радиационно-химической модификации полимера, который выполняет функцию связующего агента между различными компонентами в твердотопливных ракетных двигателях. Исследования показали, что радиационная обработка сокращает время вулканизации (склеивания) данного полимера на 30 % — такое усовершенствование технологического процесса может не только ускорить производство ракетного топлива, но и сделает его эксплуатацию более безопасной. Результаты опубликованы в журнале «Химия в интересах устойчивого развития».

28 января 2020

Сибирские археологи обнаружили место обитания европейских неандертальцев на Алтае

Сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН обнаружили в Чагырской пещере каменные орудия, идентичные тем, которые делали неандертальцы в Европе. Это прямое свидетельство трансконтинентального путешествия неандертальцев. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

26 января 2020

Президент РАН посетил медицинские институты Сибири

Президенту РАН академику Александру Михайловичу Сергееву представили основные направления деятельности сибирских ученых, касающиеся медицины, а также рассказали о разработках в области нейронаук, ядерной медицины и вирусологии.

24 января 2020

Академик Сергеев назвал основные задачи, стоящие перед РАН

На встрече с научной общественностью в новосибирском Академгородке президент РАН академик Александр Михайлович Сергеев рассказал о том, что должна сделать Академия наук, чтобы вернуть себе ряд позиций, утраченных после реформы.

22 января 2020

По расчету

Сотрудники Института химической кинетики и горения им. В. В. Воеводского СО РАН занимаются квантовой химией — их расчеты помогают в разработке одномолекулярных магнитов для электроники, ракетных топлив и подушек безопасности для автомобилей.

20 января 2020

Россия и Беларусь учредили совместную научную премию

В экспертный совет по присуждению награды Союзного государства за выдающиеся заслуги в области науки и техники вошел вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Николаевич Пармон.

17 января 2020

Лед Арктики влияет на климат Сибири

В последние годы объемы летнего морского льда в Северном Ледовитом океане уменьшаются. Это может оказывать влияние на вечную мерзлоту и способствовать высвобождению из нее больших запасов углерода. К такому выводу пришла международная команда ученых из Института земной коры СО РАН, спелеоклуба «Арабика», Геологической службы Израиля, Оксфордского университета и Нортумберлендского университета Великобритании. Исследователи проанализировали данные за полтора миллиона лет, полученные при изучении сталагмитов в пещерах Сибири. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

15 января 2020

Иркутские физики изучат часть атмосферы Земли

Ученые Института солнечно-земной физики СО РАН (г. Иркутск) проведут комплексное экспериментальное исследование состояния верхней нейтральной атмосферы и ионосферы нашей планеты.

Куда идешь, томмотский век?

Родоначальники современных животных возникли на Земле 529 миллионов лет назад — они появились одновременно и настолько быстро, что этот феномен получил название кембрийского взрыва. Своим появлением животные создали биосферу современного типа. В результате миллионов лет эволюции некоторые их потомки развились до человека. И теперь уже нашими руками в планетарном масштабе осуществляется новая глобальная перестройка биосферы.

10 января 2020

В поисках петроглифов на северо-западе Монголии

2019 год

30 декабря 2019

СКИФ станет флагманом возрождения отечественного приборостроения

В Институте ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН прошло расширенное двухдневное заседание научно-координационного совета Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП СКИФ). Участники обсуждали и прорабатывали механизмы создания первого в мире источника синхротронного излучения поколения 4+ с энергией 3 ГэВ в сроки, определенные Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина «О мерах по развитию синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры в Российской Федерации».

25 декабря 2019

Как сибирские ученые крыс приручили

В восточной традиции 2020 год считается годом крысы, ей отдана почетная обязанность открывать 12-летний календарный цикл. В европейской же культуре у этого зверя репутация неоднозначная: вредитель, переносчик заразы, вместе с тем — домашний любимец и лабораторное животное, которое помогает ученым проводить исследования. Одно из них — первый в мире эксперимент по целенаправленному одомашниванию серых крыс.

24 декабря 2019

Сибирские ученые создали цифровые двойники керна

Сотрудники Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН используют цифровые двойники керна, чтобы выяснить упругие свойства образцов горной породы. Применение такой технологии позволит ученым понять, как производить добычу нефти на том или ином месторождении без физических экспериментов.

Математики изучили поведение экситонов в материалах для наноэлектроники

Сибирским и немецким исследователям удалось построить модель и вычислить поведение экситонов — квазичастиц, с которыми связывают будущее электронных приборов, в частности квантовых компьютеров и смартфонов. Результаты опубликованы в высокорейтинговом журнале Physical Review Applied.

Сибирские математики помогают отслеживать качество воздуха

Система, которую разрабатывают ученые, определяет источники загрязнений и моделирует перенос вредных веществ в атмосфере.

Сибирские ученые развивают проект СНЦ ВВОД

Сибирский национальный центр высокопроизводительных вычислений, обработки и хранения данных (СНЦ ВВОД) — проект программы «Академгородок 2.0», который ориентирован на потребности научных институтов в работе с big data. В 2019 году команда СНЦ ВВОД завершила подготовку ряда необходимых документов.

Искусственный интеллект поможет бороться с информацией о продаже наркотиков в интернете

Сотрудники лаборатории искусственного интеллекта Института систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН создали программу, способную с высокой точностью распознавать запрещенное содержание сайтов, даже если оно завуалировано. Программа умеет не только отфильтровывать нейтральную информацию от опасной, но и обосновывать свои выводы.

Алгоритмы сибирских ученых уточняют данные мониторинга состояния водоемов

В Институте вычислительных технологий СО РАН найдены новые подходы к к программному прочтению спутниковых снимков водных поверхностей.

Ученые ИВМиМГ СО РАН моделируют процессы Вселенной

Сотрудники лаборатории суперкомпьютерного моделирования Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН занимаются моделированием процессов, происходящих во Вселенной: образования космической паутины, пустот, скоплений галактик, создания новых звезд.