Наука в Сибири

(png, 19 Kб)

2020 год

22 января 2020

По расчету

Сотрудники Института химической кинетики и горения им. В. В. Воеводского СО РАН занимаются квантовой химией — их расчеты помогают в разработке одномолекулярных магнитов для электроники, ракетных топлив и подушек безопасности для автомобилей.

20 января 2020

Россия и Беларусь учредили совместную научную премию

В экспертный совет по присуждению награды Союзного государства за выдающиеся заслуги в области науки и техники вошел вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Николаевич Пармон.

17 января 2020

Лед Арктики влияет на климат Сибири

В последние годы объемы летнего морского льда в Северном Ледовитом океане уменьшаются. Это может оказывать влияние на вечную мерзлоту и способствовать высвобождению из нее больших запасов углерода. К такому выводу пришла международная команда ученых из Института земной коры СО РАН, спелеоклуба «Арабика», Геологической службы Израиля, Оксфордского университета и Нортумберлендского университета Великобритании. Исследователи проанализировали данные за полтора миллиона лет, полученные при изучении сталагмитов в пещерах Сибири. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

15 января 2020

Иркутские физики изучат часть атмосферы Земли

Ученые Института солнечно-земной физики СО РАН (г. Иркутск) проведут комплексное экспериментальное исследование состояния верхней нейтральной атмосферы и ионосферы нашей планеты.

Куда идешь, томмотский век?

Родоначальники современных животных возникли на Земле 529 миллионов лет назад — они появились одновременно и настолько быстро, что этот феномен получил название кембрийского взрыва. Своим появлением животные создали биосферу современного типа. В результате миллионов лет эволюции некоторые их потомки развились до человека. И теперь уже нашими руками в планетарном масштабе осуществляется новая глобальная перестройка биосферы.

10 января 2020

В поисках петроглифов на северо-западе Монголии

2019 год

30 декабря 2019

СКИФ станет флагманом возрождения отечественного приборостроения

В Институте ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН прошло расширенное двухдневное заседание научно-координационного совета Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП СКИФ). Участники обсуждали и прорабатывали механизмы создания первого в мире источника синхротронного излучения поколения 4+ с энергией 3 ГэВ в сроки, определенные Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина «О мерах по развитию синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры в Российской Федерации».

25 декабря 2019

Как сибирские ученые крыс приручили

В восточной традиции 2020 год считается годом крысы, ей отдана почетная обязанность открывать 12-летний календарный цикл. В европейской же культуре у этого зверя репутация неоднозначная: вредитель, переносчик заразы, вместе с тем — домашний любимец и лабораторное животное, которое помогает ученым проводить исследования. Одно из них — первый в мире эксперимент по целенаправленному одомашниванию серых крыс.

24 декабря 2019

Сибирские ученые создали цифровые двойники керна

Сотрудники Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН используют цифровые двойники керна, чтобы выяснить упругие свойства образцов горной породы. Применение такой технологии позволит ученым понять, как производить добычу нефти на том или ином месторождении без физических экспериментов.

Математики изучили поведение экситонов в материалах для наноэлектроники

Сибирским и немецким исследователям удалось построить модель и вычислить поведение экситонов — квазичастиц, с которыми связывают будущее электронных приборов, в частности квантовых компьютеров и смартфонов. Результаты опубликованы в высокорейтинговом журнале Physical Review Applied.

Сибирские математики помогают отслеживать качество воздуха

Система, которую разрабатывают ученые, определяет источники загрязнений и моделирует перенос вредных веществ в атмосфере.

Сибирские ученые развивают проект СНЦ ВВОД

Сибирский национальный центр высокопроизводительных вычислений, обработки и хранения данных (СНЦ ВВОД) — проект программы «Академгородок 2.0», который ориентирован на потребности научных институтов в работе с big data. В 2019 году команда СНЦ ВВОД завершила подготовку ряда необходимых документов.

Искусственный интеллект поможет бороться с информацией о продаже наркотиков в интернете

Сотрудники лаборатории искусственного интеллекта Института систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН создали программу, способную с высокой точностью распознавать запрещенное содержание сайтов, даже если оно завуалировано. Программа умеет не только отфильтровывать нейтральную информацию от опасной, но и обосновывать свои выводы.

Алгоритмы сибирских ученых уточняют данные мониторинга состояния водоемов

В Институте вычислительных технологий СО РАН найдены новые подходы к к программному прочтению спутниковых снимков водных поверхностей.

Ученые ИВМиМГ СО РАН моделируют процессы Вселенной

Сотрудники лаборатории суперкомпьютерного моделирования Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН занимаются моделированием процессов, происходящих во Вселенной: образования космической паутины, пустот, скоплений галактик, создания новых звезд.