Заключение по проекту федерального закона №934309-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части установления гарантий оплаты труда работников стратегических профессий», внесенного на рассмотрение депутатами фракции "Справедливая Россия"

04.05.2020



В С Е Р О С С И Й С К И Й    П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й    С О Ю З
Р А Б О Т Н И К О В    Р О С С И Й С К О Й    А К А Д Е М И И    Н А У К
П Р Е Д С Е Д А Т Е Л Ь    П Р О Ф С О Ю З А

119334 Москва, ул. Бардина, 6/30, стр.2, оф.14-16, тел./факс:(499)135-20-64, тел. 135-30-16
E-mail: profras@prof.ras.ru
                                                                         
28 апреля 2020 г.     №49

Председателю Комитета
Государственной Думы по труду,
социальной политике и делам ветеранов Нилову Я.Е.


Глубокоуважаемый Ярослав Евгеньевич!
Направляем Вам подготовленное Профсоюзом работников РАН

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект федерального закона № 934309-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий оплаты труда работников стратегических профессий Российской Федерации», вносимый в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, В.К. Гартунгом и О.В. Шеиным.
(в дальнейшем по тексту - Законопроект).

Рассмотрев и изучив Законопроект, Президиум Центрального совета Профсоюза работников РАН поддерживает намерения группы депутатов Государственной Думы по установлению дополнительных социальных гарантий в отношении ряда профессий, имеющих для развития Российской Федерации особое стратегическое значение, и их убежденность в том, что «государство должно обеспечить равный доступ права на труд в части предоставляемых гарантий по ряду ключевых профессий вне зависимости от субъекта Российской Федерации».

Профсоюз работников РАН (Профсоюз) неоднократно отмечал, что установленная Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 № 597 года привязка уровня средней заработной платы ряда категорий работников к уровню средней оплаты труда в субъекте Российской Федерации  привела, в частности, к недопустимому дисбалансу, как в уровне оплаты труда научных сотрудников в различных регионах Российской Федерации, так и внутри самих научных организаций в оплате труда научных сотрудников и работников, занимающих другие категории должностей.

Разница в оплате труда, в том числе имеющая место при равной нагрузке и объёме выполняемой работы ведет к усилению внутренней миграции, на что и обращают внимание авторы законопроекта. В частности, по итогам 2019 года разница в средней заработной плате для научных сотрудников работающих в Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Калмыкия без учета выплат по грантам Российского фонда фундаментальных исследований составила 4,69 раза. Законопроект предусматривает установление диапазона отношения любых средних заработных плат работников равной квалификации при равном объеме и производительности труда по разным регионам в пределах от 1 до 2.

Профсоюз рассматривает появление данного Законопроекта как попытку по установлению системных гарантий для наиболее значимых профессий для Российской Федерации и воспринимает его в качестве первого шага по ликвидации межрегионального дисбаланса в оплате труда научных сотрудников. Профсоюз рассчитывает, что в дальнейшем будут предприняты последующие шаги по устранению этого и других сформировавшихся дисбалансов.

При этом, по мнению Профсоюза, существует целый ряд серьезных проблем, которые должны быть решены для обеспечения достижения целей Законопроекта.

Во-первых, Профсоюз, также как и Правительство Российской Федерации, считает, что в финансово-экономическом обосновании к Законопроекту некорректно указано, что принятие Законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета Российской Федерации. В Законопроект необходимо внести изменения, напрямую указывающие источники средств для обеспечения предусмотренных Законопроектом дополнительных гарантий работникам, которые требуются для повышения заработных плат сотрудников в регионах с невысоким уровнем оплаты труда. В реальной экономической ситуации источником таких средств для федеральных государственных бюджетных учреждений науки может и должен стать федеральный бюджет Российской Федерации.

Во-вторых, Профсоюз, как и Правительство Российской Федерации, считает, что полномочия Правительства Российской Федерации могут быть недостаточны для урегулирования всех правовых вопросов, которые породит принятие Законопроекта. Дело в том, что в различных сферах деятельности источники средств для оплаты труда (федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, Фонд общего медицинского страхования и т.д.) различаются, как различаются и конкретные механизмы распределения финансирования. В сфере науки, например, помимо средств на выполнение государственного задания источниками для выплаты зарплаты научным сотрудникам являются также гранты научных фондов, контракты на выполнение работ со стороны федеральных органов исполнительной власти, государственных организаций и бизнеса. Поэтому единообразное решение вопроса для всех работников стратегических профессий невозможно; в каждой сфере деятельности необходимо вырабатывать свои механизмы реализации принципов равной оплаты за равный труд. Такие решения могут потребовать внесения изменений в действующее законодательство, и такие изменения необходимо вносить одновременно с принятием данного Законопроекта.

В соответствии с вышеизложенным, Президиум Центрального совета Профсоюза работников РАН поддерживает проект федерального закона
№ 934309-7, в котором предлагается установить максимальный разрыв в оплате труда для одинаковых категорий сотрудников в различных регионах с разницей не более чем в 2 раза, при условии, что на реализацию положений Законопроекта для федеральных государственных бюджетных учреждений науки будут выделены необходимые дополнительные средства из федерального бюджета, а также будет подготовлен пакет поправок в законодательные и нормативно-правовые акты, которые позволят адекватно достичь целей Законопроекта для разных сфер деятельности, в которых заняты работники стратегических профессий.

Председатель  профсоюза  В.П. Калинушкин



Источник: Всероссийский Профсоюз работников РАН

©РАН 2020