Новейшие разработки на МАКС-2009: сверхзвук и плазма на крыле

20.08.2009

Академик Фортов:"Будущее - за гиперзвуком, и задача науки - снять существующие ограничения в этой области".

Ведущие специалисты-аэродинамики со всего мира намерены на авиакосмическом салоне МАКС-2009, который проходит с 18 по 23 августа на аэродроме ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском, ознакомить производителей авиатехники с новейшими научными достижениями в области проектирования сверхзвуковых самолетов, сообщил в интервью РИА Новости член Совета при президенте РФ по науке и высоким технологиям, академик РАН Владимир Фортов.

"В рамках МАКС-2009 впервые в России будет проведена международная конференция FLUCOME-2009 по аэродинамике. До России подобные мероприятия проходили только в США, Китае и Японии. Речь на ней пойдет о полетах на гиперзвуке", - рассказал Фортов

"Гражданская авиация продолжает летать на дозвуковых скоростях, и тому есть объективные причины. Но все-таки будущее - за гиперзвуком, и задача науки - снять существующие ограничения в этой области. Одно из них - управление самолетом при больших скоростях, когда на рулевые элементы крыльев и хвостового оперения приходятся очень большие нагрузки из-за мощнейшего давления набегающего воздушного потока", - пояснил В.Е.Фортов, академик РАН.

"Одна из идей, родившихся в России (и здесь мы имеем довольно большой приоритет), заключается в том, чтобы во время полета на сверхзвуке на крыле создать поток плазмы. При этом набегающий воздух, попадая в область электрического разряда, превращается в ионизированный газ, которым можно управлять под воздействием магнитного поля. Дело трудное, но к этим разработкам прикован большой интерес не только у нас, но и за рубежом: западные и российские фирмы-производители весьма заинтересованы и уже начали финансирование этих разработок", - отметил Фортов.

"Представить себе это можно так: когда вы садитесь в обычный самолет, вы видите крыло, на котором есть управляющие элементы: элероны, закрылки и т.д., перемещаемые с помощью рычагов и гидравлики. А когда вы переходите на сверхзвук, усилие, которое нужно будет приложить к этим элементам, из-за сопротивления воздуха чрезвычайно велико, и не всякая гидравлическая система с этим справится", - отметил он.

"Выход состоит в том, что, например, на передней кромке крыла можно искусственно создать плазменный разряд. Его даже визуально можно будет рассмотреть, так как поток набегающего воздуха приобретает иные свойства и будет светиться. Управляя этим потоком, можно уверенно управлять и самим самолетом", - уверен академик.

По его словам, второе направление, разрабатываемое российскими учеными, заключается в создании прямоточного воздушно-реактивного авиадвигателя, не требующего в отличие от нынешних образцов установки компрессора и турбины. Специалисты сейчас разбираются, каким образом можно управлять турбулентным сгоранием топлива в сверхзвуковом потоке. По данной теме уже есть перспективные наработки, причем, не только для нужд авиации, но и для создания крылатых ракет нового поколения.

"Когда специалисты выбирают место в мире, где им собраться на такую конференцию, они обязательно учитывают, насколько высок уровень работ по данному направлению в конкретно взятой стране: это важнейший критерий, в противном случае они просто не приедут. Идея такая: как можно больше практиков, приезжающих на МАКС-2009 со всего мира, могли ознакомиться и с теми фундаментальными наработками, которые пока еще не внедрены, но могут изменить весь облик авиации. Исследования в области аэродинамики, горения, механики разрушения, композитных материалов - это та область, где российские ученые продолжают занимать очень достойные позиции в мире", - заверил Владимир Фортов.

По словам Владимира Фортова, последними разработками российских ученых в области аэродинамики особенно интересуется глава компании "Сухой".

"Михаил Асланович Погосян, член-корреспондент РАН, принадлежит к наиболее науколюбивой части авиационной общественности. Он искренне интересуется новыми композитными материалами, и поддерживает наши исследования, хотя это вовсе не его прямые обязанности. Не секрет, что это сейчас наиболее востребованное направление в боевой авиации заключается в том, чтобы сделать истребитель 5-го поколения малозаметным для средств радиолокации противника. Это сложная проблема, и она связана не только с самими радиопоглощающими покрытиями, а еще и с аэродинамикой истребителя", - уточнил академик Фортов.

"Сухой" проявляет большое внимание к исследованиям в области аэродинамики и к радиопоглощающим покрытиям. Разрабатываемый сейчас компанией "Сухой" истребитель 5-го поколения не будет иметь "рубленую" форму фюзеляжа, как американские самолеты-невидимки, выполненные по технологии "Стелс", но радиопоглощающее покрытие иметь обязательно будет, заверил член Совета при президенте РФ по науке и высоким технологиям Владимир Фортов.

По мнению академика Владимира Фортова, авиасалон МАКС-2009 в Жуковском важен не только для специалистов международного класса и компаний- производителей самолетов с мировым именем. Не меньшее значение имеет его морально-политическая значимость: граждане страны могут приехать на аэродром в субботу и воскресение, 22 и 23 августа, чтобы показать своим детям последние достижения мировой авиации и лучших летчиков.

"Я говорю так потому, что на каждом авиасалоне в Жуковском я встречаю мальчишек и девчонок с горящими глазами, искренне увлеченных авиацией. Они смотрят на авиатехнику последнего поколения, и видят людей, которые все это создали. Это очень большой импульс для саморазвития личности: я по себе это знаю, так как вырос на подмосковном аэродроме в военном городке, и с трехлетнего возраста своими глазами видел испытания самолетов, что оказало на меня впечатление на всю жизнь. Наши молодые люди должны знать, что кроме времяпровождения у телевизора и просмотра той "чернухи", которую выливают на экраны ежедневно, существует великая наука, которая и ведет мир вперед, и мне кажется, что это очень важно, поэтому значение авиасалона МАКС для воспитания будущих поколений авиаторов трудно переоценить", - заключил Владимир Фортов.

РИА Новости

©РАН 2019