http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=914d5f8f-6358-425a-b2cf-ebff26ecaa2c&print=1
© 2024 Российская академия наук

Академику Фомину Василию Михайловичу - 80 лет!

05.11.2020

Поздравление Фомину Василию Михайловичу

Академик
Фомин Василий Михайлович

 (jpg, 38 Kб) 

Василий Михайлович Фомин родился 5 ноября 1940 года в Краснодаре; когда ему был год, семья переехала в Казань в связи с началом войны.

По окончании школы работал электромонтером в трамвайно-троллейбусном парке. В 1963 году окончил механико-математический факультет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, затем там же — аспирант, ассистент на кафедре гидроаэромеханики. С 1970 года — старший научный сотрудник Вычислительного центра СО АН СССР. Далее весь трудовой и творческий путь — в Институте теоретической и прикладной механики СО АН СССР (РАН): зав. лабораторией физики быстропротекающих процессов (1973-1976), зав. отделом газодинамики многофазных систем (1976-1979), заместитель директора (1979-1989), и.о. директора (1989). В 1990-2015 гг. — директор, с 2015 года по настоящее время — научный руководитель Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН. В 1997-2008 гг. — главный ученый секретарь СО РАН.

Профессор, зав. кафедрой аэрофизики и газовой динамики Новосибирского государственного университета (НГУ), профессор Новосибирского государственного технического университета.

Член-корреспондент РАН c 1994 года, академик РАН c 2006 года — Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления.

Академик В.М. Фомин — выдающийся ученый в области математического моделирования задач механики сплошных сред и машиностроения. Его исследования связаны с построением физико-математических моделей ударно-волновых процессов высокоскоростного соударения тел, воздействия продуктов детонации взрывчатых веществ на конденсированные среды, а также гетерогенных течений смесей газа с твердыми частицами применительно к проблемам аэродинамики, детонации и РДТТ.

В.М. Фоминым совместно с учениками построена теория комбинированного разрыва и ударных волн в средах типа смесей газа и твердых частиц; разработан метод дифференциального анализатора ударных волн по данным численных расчетов; предложен способ уменьшения сопротивления тел в сверхзвуковом потоке газа с помощью воздействия на головную ударную волну системой частиц; создана и обоснована теория импульсного механизма разрушения тел при высоких скоростях взаимодействия, разработан и внедрен в отраслевые НИИ и КБ машиностроительных организаций страны комплекс программ, позволяющий прогнозировать поведение конструкций при экстремальных условиях погружения.

Впервые экспериментально показано и объяснено аномальное уменьшение сопротивления тел в сверхзвуковом потоке газа при воздействии на головную ударную волну системой частиц, тонких струй жидкости или тлеющего электрического разряда. Найдены оригинальные решения в задачах соударения и взрывного метания системы оболочек, позволяющих увеличить глубину проникания и скорость метаемых осколков. Создана и обоснована теория импульсного механизма разрушения тел при высоких скоростях соударения. Под его руководством и при непосредственном участии созданы газодинамические многофункциональные машины трения и автоматизированные лазерные технологические комплексы, которые успешно работают на заводах страны.

Уже на четвертом курсе В.М. Фомин под руководством Г.Г. Тумашева и в соавторстве с ним подготовил доклад на II съезд по механике в Москве и успешно выступил на секции. В Вычислительном центре занимался проблемой метеоритной зашиты космических кораблей — решались задачи для скорости соударения больше 5 км/с и меньше 5 км/с (в т.ч. для изучения свойств брони у современных танков).

Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Приближенный метод исследования вихревых движений газа с до- и сверхзвуковыми скоростями» (1967), докторскую диссертацию по теме «Численное моделирование высокоскоростного взаимодействия тел» (1984), ему присвоено ученое звание профессора (1987).

Под руководством В.М. Фомина впервые в мире проведены исследования, в которых обнаружен эффект образования покрытия на поверхности тела в «холодном» (Т0 = 280 К) сверхзвуковом двухфазном потоке при скорости частиц алюминия ~ 500 м/с и показано, что принципиальную роль в формировании покрытия играют скорость частиц и коллективные эффекты, связанные с соударением частиц между собой и с поверхностью тела. Проведенные исследования дали начало новому научному направлению — «Физические процессы нанесения покрытий высокоскоростными частицами в твердом состоянии» и новому низкотемпературному методу нанесения покрытий — «Холодное газодинамическое напыление». Построена математическая модель пористого упругопластического материала с учетом пластических зон, возникающих в окрестности пор.

Большой вклад В.М. Фомин внес в развитие научных основ проблемы звукового удара. Построена нетрадиционная компоновка сверхзвукового самолета, выполненная по схеме тандемного расположения двух крыльев на фюзеляже, разрабатываются активные методы снижения уровня звукового удара, включающие охлаждение поверхности летательного аппарата (ЛА) и набегающего потока, а также локального воздействия на поток посредствам организации оптического разряда.

Разработан метод оптимизации множества возможных траекторий полета ЛА с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД) для заданных параметров при заданных исходных условиях и ограничениях. Получены траектории, обеспечивающие значительное (на порядок) уменьшение тепловых нагрузок, действующих на летательный аппарат. Показана возможность кратного (в 2-4 раза) увеличения дальности полета ракеты с комбинированной двигательной установкой (РДТТ и ПВРД) по сравнению с ракетой, использующей для разгона только РДТТ, при одинаковых массогабаритных характеристиках.

Под руководством В.М. Фомина ведутся работы в направлении инновационных технологий для высокоскоростной наземной вакуумнолевитационной транспортной системы, получены диапазоны значений силы аэродинамического сопротивления и требуемой мощности на её преодоление, определены основные конструктивные параметры вакуумнолевитационной транспортной системы и показана возможность ее практической реализации.

Выполнен цикл теоретических и экспериментальных исследований по научному обоснованию нового метода комплексной переработки гелиеносного природного газа на основе технологии извлечения гелия с помощью микросфер, входящих в состав бифункционального композитного сорбента, позволяющего одновременно с извлечением гелия производить осушку природного газа.

Результаты работы по исследованию течений многофазных смесей типа газ с твердыми частицами нашли приложение в задачах химической технологии и в моделировании процессов в ракетных двигателях. Построенные математические модели, описывающие поведение конденсированных тел при больших динамических нагрузках, были доведены до алгоритмов, что позволило создать комплекс программ для исследования процессов, возникающих при высокоскоростном взаимодействии тел в рамках гидродинамического и упругопластического приближений.

В медицинской тематике: на основе фундаментальных исследований движения жидкости в дисковых насосах трения был предложен насос для компенсации работы левого желудочка, созданный совместно с учеными ФГБУ НМИЦ им. академика Е.Н. Мешалкина. Впервые предложена аналитическая методика, построена трехмерная модель полного (вплоть до альвеол) бронхиального дерева человека. Впервые проведены численные расчеты течения воздуха в полной модели легких человека в норме и при патологии легких (при сужении бронхиального тракта). Результаты наглядно показывают, насколько затрудняется дыхание человека при патологии.

В начале 1990-х обеспеченность бюджетом институтов Академии наук была 35-40 %, зарплата стала нерегулярной, и часто в урезанном виде. Как жить дальше, как сохранить коллектив? — эти вопросы стали главными для В.М. Фомина, ставшего в то время директором ИТПМ — одного из самых крупных институтов в СО АН СССР: это был коллектив специалистов в области аэрогазодинамики, механики сплошных сред, горения и тепловых двигателей, физики лазеров и плазмы; комплекс уникальных аэродинамических установок и современных вычислительных машин.

ИТПМ провел ряд крупных международных конференций — постоянными партнерами института стали ученые США, Англии, Франции, Германии, Китая, Японии и других стран. На базе ИТПМ был создан Международный центр аэрофизических исследований — сюда стали приезжать на стажировку студенты, аспиранты и научные сотрудники из других стран. Так Институт научился зарабатывать деньги, укрепил свое положение при продолжающемся экономическом хаосе в стране.

Из интервью В.М. Фомина: «О современном состоянии нашей науки. Самое опасное — разрушение научных школ. К чему это приводит, можно показать на примере Германии и Японии. Когда-то в этих странах существовала мощная отрасль по производству самолетов. Сейчас, спустя 50 с лишним лет после Второй мировой войны, мы видим, что ни Германия, ни Япония самолетов не производят. Это — результат исчезновения научных школ и имеющихся наработок. Научный потенциал нельзя восстановить за какие-то 50 лет».

В.М. Фомин — основатель научной школы по моделированию ударно-волновых процессов в многокомпонентных и гетерогенных средах, среди его учеников один член-корреспондент РАН, 13 докторов и 35 кандидатов наук, лауреаты премий Ленинского комсомола, Совета Министров СССР, премии им. академика В.А. Коптюга.

Является автором и соавтором 807 научных работ в базе данных РИНЦ (индекс Хирша h = 30), 293 публикаций в базе данных WOS (h = 16), 318 — в базе данных Scopus (h = 18).

Член редколлегий журналов «Прикладная механика и техническая физика», «Теплофизика и аэромеханика», «Физическая мезомеханика», «Вычислительная механика сплошных сред», «Тепловые процессы в технике», «An International Journal on Shock Waves», «Advances in adaptive data analysis. Theory and Applications», «Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника», «Известия Уфимского научного центра РАН», «Проблемы прочности и пластичности», «Катализ в промышленности» СО РАН, «Проблемы механики», член редакционного совета «Инженерно-физического журнала», «Вестника НГУ. Серия: Физика».

С 1997 года — член Президиума СО РАН, член Бюро Президиума СО РАН, С 2008 года — заместитель председателя СО РАН. Член Бюро Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН. Председатель Российского национального комитета по теории машин и механизмов. Член бюро Национального комитета РФ по теоретической и прикладной механике, член бюро Научного совета РАН по проблеме «Тепловые режимы машин и аппаратов», член Координационного совета по техническим наукам РАН, член экспертного совета ВАК РФ, член Научного совета РАН по выставкам. С 2008 года — вице-президент Лазерной ассоциации по Сибири. Председатель Объединенного ученого совета СО РАН по энергетике, машиностроению, механике и процессам управления.

Сопредседатель научного совета Международного центра аэрофизических исследований.

Награжден орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст., орденом Александра Невского.

Лауреат Государственной премии СССР, премии Совета Министров СССР, премии Правительства РФ в области науки и техники.

Ему вручены Почетная грамота Государственной Думы РФ, Почетная грамота Федерального агентства научных организаций.

Удостоен Российско-Белорусской премии им. академика В.А. Коптюга, премии первой степени с вручением золотой настольной медали им. проф. Н.Е. Жуковского, премии им. М.А. Лаврентьева.

«Почетный работник науки и техники Российской Федерации».

Имеет ряд региональных наград.

Отмечен орденом Дружбы КНР.