Где ты, нано?

20.04.2009

Набиуллиной показали пустой бизнес-инкубатор для ученых

На этой неделе Министерство экономического развития начнет согласовывать в министерствах и ведомствах план поддержки российских инноваций. В конце мая МЭР намерено положить его на стол в правительстве. Хотели раньше, но антикризисная стратегия отняла все силы. В субботу в бизнес-инкубаторе Российской академии наук в подмосковной Черноголовке глава Минэкономразвития (МЭР) Эльвира Набиуллина заявила: если не заняться новыми технологиями сейчас, после будет поздно.

Полигон для инновационных компаний при Научном центре РАН зародился в 2007 году. За это время недостроенную телефонную станцию, где он получил прописку, превратили в офисное здание с серьезной начинкой — исследовательским оборудованием могут пользоваться все компании. Малые по форме и “высокие” по содержанию предприятия издалека заманивать не надо: в Черноголовке хватает своих исследовательских институтов.

В субботу ученые показывали Эльвире Набиуллиной и главе Минобрнауки Андрею Фурсенко свои ноу-хау. Немецкие предприниматели покупают уже третью мини-партию бытовых наноочистителей воздуха, которые одинаково хорошо борются с табачным дымом и вирусами. А вот установка, которая доводит воду с кишечной палочкой до состояния питьевой, пользуется меньшим спросом, рассказал автор прибора, старший научный сотрудник Института проблем химической физики Игорь Балихин.

С дизайном у наноприборов все в порядке. Генератор морского воздуха похож на модные в последнее время кухонные приборы из нержавеющей стали. Он насыщает йодом атмосферу в помещении.

— Дети в “подопытной” школе стали болеть в два раза меньше. Фирма-производитель претендует на “ячейку” в инкубаторе, но из-за высокой аренды не может это сделать.

По большому счету проект простаивает. Здание в Черноголовке — федеральная собственность, поэтому арендная ставка в нем просто неподъемная, объяснил министрам Фурсенко и Набиуллиной на совещании по наукоемким технологиям в бизнесе и госсекторе директор бизнес-инкубатора НЦЧ РАН Парваз Берзигияров.

В МЭР заявили, что у регионов уже есть льготы по аренде для питомцев бизнес-инкубаторов, сейчас ведомство готовит постановление правительства, которое позволит снизить ставку и для Черноголовки.

Эльвира Набиуллина подчеркнула, что из кризиса мировая экономика выйдет с обновленным набором отраслей: “Поэтому России есть о чем задуматься — ведь доля предприятий, которые покупают новые технологии, — всего 15%”.

По словам министра, МЭР в мае представит в правительство план развития малых инновационных предприятий. Пока программа существует на “нулевом цикле”, но в начале недели ее уже начнут обсуждать с коллегами из других ведомств. Она будет включать план по поддержке инновационного малого бизнеса и стимулы для использования инноваций в госсекторе.

Еще одна проблема малого бизнеса от науки — сложность с авторскими правами.

— Российская академия наук не может передавать свои разработки законно даже в госкомпании, — поделился наболевшим вице-президент РАН Сергей Алдошин. Набиуллина прониклась и пообещала ускорить решение вопроса.

Впрочем, сами инвесторы не спешат вкладывать в новые материалы. На них направлено только 20% средств венчурных компаний, а на IT-проекты — целых 60%. Медицине досталось лишь 1—2%. Такую консервативность можно понять.

Представитель одного из венчурных фондов рассказал, как один из их проектов кризис даже не заметил: продажи их программного обеспечения для гостиниц и кафе с июля по март выросли в шесть раз. Впрочем, это редкое исключение, которое еще больше подтверждает общее правило. А в общем и целом с инновационным развитием в России пока больше вопросов, чем ответов.

Московский комсомолец

Подразделы

Объявления

©РАН 2024