Депутаты в очередной раз пытались уволить министра образования и науки

28.01.2016



Вечный отставник Дмитрий Ливанов

Очередная попытка вытолкать из кресла министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова была предпринята вчера на заседании Государственной думы. Первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов предложил нижней палате рассмотреть проект постановления, содержащий обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой дать оценку деятельности министра Ливанова на его посту и определиться с его дальнейшей судьбой. Предложение было поставлено на голосование и отвергнуто. Интрига заключается в том, что не хватило всего лишь нескольких голосов для прохождения постановления.

Предложение Емельянова шло в обход процедурных вопросов и тем не менее было поставлено на голосование вице-спикером Госдумы Александром Жуковым. Напомним, что депутаты имеют возможность заранее ознакомиться с докладом, который прозвучит на заседании. И поэтому критика в адрес докладчика может начаться ранее намеченного срока обсуждения. Не стал исключением и сегодняшний случай. Перед началом заседания лидер «Справедливой России» Сергей Миронов сделал заявление, что депутаты его фракции намерены просить президента Владимира Путина отправить в отставку министра Дмитрия Ливанова.

Надо заметить, что лидер эсэров не первый раз поднимает вопрос об отставке главы Минобрнауки. Ровно два года назад с этой же трибуны он тоже призывал покончить с «ливановщиной». Год от года список обвинений депутата Миронова пополняется новыми пунктами. К уже озвученным в прошлые годы формулировкам о «развале системы образования» и «реформированию ради реформы» в нынешнем заявлении добавились новые: отсутствие «в школах целенаправленной системы воспитания» и «низкие результаты наших школьников на международных олимпиадах».

К заядлым критикам министра можно отнести и депутата из «Единой России» Владимира Бурматова. Он периодически отсылает запросы в соответствующие ведомства о проверке или перепроверке финансовой деятельности министра. Последний его запрос в Счетную палату касался расходования 30 млрд руб., потраченных министерством на программу «5–100». Как известно, вышеупомянутая программа призвана вывести как минимум пять российских вузов в топ-100 мировых рейтингов лучших университетов мира.

Заметим, что Дмитрий Ливанов – чуть ли не единственный министр, на которого в апреле 2012 года пожаловались президенту страны лидеры сразу четырех фракций в Госдуме. Хотя письмо об отставке Дмитрия Ливанова подписали лидеры трех фракций, многие депутаты «Единой России» на словах поддержали своих коллег-жалобщиков.

Правда, следует подчеркнуть, что критика главы Министерства образования в порядке вещей и у депутатов, и у народа. Резкой критике народные избранники подвергали и экс-министра образования и науки Андрея Фурсенко. Впрочем, один нюанс все же здесь есть. Как обмолвился однажды журналистам тот же Миронов, «с Фурсенко хотя бы академики говорили на одном языке». А министр Ливанов для академиков все же «варяг». Кстати, и призван-то он, по мнению академиков, «разрушить нынешнюю Российскую академию наук (РАН)». Но мнение экспертов из академического сообщества однозначно: министра Ливанова не уберут с должности до тех пор, пока он не завершит реформу РАН.

«С моей точки зрения, причины нового витка недовольства министром Ливановым две, – сказал «НГ» известный физик, сооснователь сообщества «Диссернет» Андрей Ростовцев. – Первая заключается в том, что поправить образование в разумные сроки без структурных изменений в политике просто невозможно. Так же, как невозможно поправить без этого преобразования и экономику страны. Поэтому министра Ливанова легко критиковать. И делать это можно в любой момент, за любое действие, с любых позиций. И эта критика чаще всего будет обоснованной. В образовании действительно расходуются большие деньги, а результат, как мы видим, практически нулевой. Вторая причина заключается в том, что министр Ливанов – человек прогрессивных взглядов, здравомыслящий и делает то, что может (а может он не все), в плане оздоровления общей ситуации в образовании. Вспомним, что на сегодняшний день уже закрыта треть диссертационных советов, упорядочено присуждение ученых степеней. Раньше ими просто торговали налево и направо. В общем, в эту систему приходит разумность. Эта разумность не может нравиться всем. Особенно в Госдуме, где много людей фактически купили себе диссертации. Так что мы с вами наблюдаем не что иное, как противостояние той политике, которую проводит министерство под руководством Ливанова».

Наталья Савицкая, Независимая газета

©РАН 2016