Конец света по-научному

16.01.2009

Нашей галактике осталось жить не 14 миллиардов земных лет, как предполагалось ранее, а всего 7 миллиардов

На прошлой неделе группа европейских ученых огорчила человечество: последние их расчеты показали, что нашей галактике осталось жить не 14 миллиардов земных лет, как предполагалось ранее, а всего 7 миллиардов. Все это время наша галактика будет неминуемо сближаться с другой — Андромедой — и в конце концов столкнется с ней. В результате все живое на Земле непременно погибнет — правда, астрофизики пока не выяснили, как именно… А какие еще сценарии конца света предлагают ученые.

Через 4 года взорвется Солнце

Согласно теории «солнечной смерти», наше Солнце скоро состарится.

— Когда в центре Солнца закончится термоядерное топливо, там резко упадут температура и давление — и наша звездочка резко сожмется, — рассказал Сергей Смирнов, старший научный сотрудник Пулковской обсерватории. — А когда она сожмется достаточно сильно, внутри нее начнется обратная реакция — и Солнце станет раздуваться, причем размеры его обязательно дойдут до орбиты Земли. То есть наша планета попросту сгорит!

С этим сценарием согласны все современные астрофизики. Они расходятся только в одном — когда это произойдет. Российские и британские специалисты уверяют, что это случится через 5 миллиардов лет. Однако в научной прессе регулярно появляются сообщения со ссылкой на эксперта Европейского космического агентства Пирса ван дер Меера, который утверждает, что наше светило взорвется гораздо быстрее. Согласно его данным, за 1996–2007 годы температура солнечного ядра выросла почти вдвое. Если Солнце будет и дальше разогреваться такими темпами, оно рванет уже в 2013 году!

Правда, в 2002 году тот же эксперт Европейского космического агентства назначал дату «солнечной смерти» на… 2008 год. Однако Солнце не оправдало его надежд и не взорвалось.

Через 20 лет на нас упадет астероид

Столкновение с астероидом — самая популярная версия апокалипсиса. Правда, до недавнего времени ни одному астероиду ученые не присваивали повышенный уровень опасности.

Однако в 2004 году представители NASA заявили, что такой объект найден. Изначально считалось, что астероид MN4, диаметр которого составляет 396 метров, может врезаться в Землю с вероятностью 1 к 300. С тех пор этот показатель только растет: последние данные — 1 к 38! Это самая высокая вероятность столкновения за всю историю наблюдений за астероидами.

Час икс настанет в пятницу 13 апреля 2029 года. Если астероид врежется в Землю, мощность взрыва составит 1600 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Для сравнения: когда испытывали заряд мощностью «всего» 58 мегатонн, ударная волна от взрыва несколько раз обошла земной шар. Астрофизики уже прозвали злополучный астероид «100 Хиросим».

— Последствия его падения будут чудовищными — человеческой цивилизации, да и всей жизни на Земле придет конец! — согласилась с выводами зарубежных коллег Лидия Рыхлова, заведующая отделом космической астрометрии Института астрономии РАН.

К счастью, шансов, что астероид пройдет мимо Земли, все же гораздо больше. Окончательно траекторию MN4 можно будет определить через 10 лет.

Через 92 года человека убьет климат

Если Солнце в ближайшие годы не взорвется, то уж глобальное потепление точно нам устроит. Подробный сценарий этого бедствия был обнародован ООН в прошлом году.

В ближайшие 10 лет температура на Земле повысится на 2–11 градусов и приведет к необратимым изменениям климата. Из-за них к 2020 году в Европе обязательно случится потоп, который погубит большую часть урожая и спровоцирует массовый голод и появление новых вирусов.

К 2040 году растают льды Арктики, а жара станет такой, что люди будут гибнуть от теплового удара тысячами. А к 2100 году уровень углекислого газа в атмосфере вырастет настолько, что изменит всю земную экосистему — из-за этого люди рискуют исчезнуть как вид.

Хотя последние изыскания палеонтологов показали, что это вовсе не означает окончательную гибель цивилизации! На Земле уже был период, когда из-за стихийных бедствий человечество сократилось до 2000 человек, рассеянных по территории Африки. Именно от этих, как казалось тогда, последних людей началась история современного мира.

Через 100 лет размагнитимся

Сотрудники Парижского института Земли и Копенгагенского НИИ пространства проанализировали спутниковые данные по перемещению магнитных полей за 1982–2002 годы и пришли к выводу, что уже к концу этого века север станет югом, а юг — севером. В результате магнитное поле Земли, которое до сих пор защищало нас от космической радиации, может исчезнуть. Такое, кстати, уже происходило с другими планетами: например, Марс потерял свою атмосферу именно из-за исчезновения магнитного поля. То же самое может ожидать и Землю — и тогда она навеки превратится в мертвый кусок камня.

Есть, конечно, более оптимистический вариант — магнитное поле не исчезнет. Но смена полюсов все же произойдет и вызовет непредсказуемые стихийные бедствия. Переживет ли человек этот катаклизм, неизвестно: именно переполюсовкой планеты геологи объясняют Всемирный потоп и внезапную гибель мамонтов.

Кстати, представители Российской академии наук согласились с выводами зарубежных коллег. Правда, с поправками: они прогнозируют, что вслед за сменой полюсов Земля обязательно на время потеряет магнитное поле. Однако нам от этого не легче: «безмагнитную эпоху», согласно российским прогнозам, переживут только простейшие одноклеточные животные. Остальные земляне потеряют способность размножаться в первом же «безмагнитном» поколении.

Через 2 миллиона лет окаменеем

Международная группа геологов и палеонтологов, работающих в университете Утрехта (Нидерланды), недавно опубликовала экстравагантный доклад, согласно которому вид Homo Sapiens вымрет 31 октября 2 252 006 года.

Эту дату ученые взяли не с потолка. Они провели самый масштабный в истории науки анализ окаменелых останков древних млекопитающих. В результате исследователи пришли к удивительному выводу: каждый вид млекопитающих живет только 2,5 миллиона лет и ни днем больше! Человечество уже растратило как минимум 250 тысяч лет из этого срока, так что подсчитать оставшееся время нетрудно.

Ученые даже выяснили причины такого странного положения дел. Оказывается, каждые 2,5 миллиона лет на орбите Земли происходит загадочный космический катаклизм, из-за которого наша планета как бы отталкивается от Солнца и в результате сильно охлаждается. И теплолюбивые млекопитающие быстро вымирают.

Причем эти катаклизмы по окаменелостям можно датировать вплоть до дня: оказалось, что они происходили всякий раз около 31 октября. Не потому ли в мифологии у многих народов мира этот день считается самым опасным в году?

Наталья Барсова

Мнение эксперта

«Галактики» не столкнутся

Сергей Смирнов, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Пулковской астрономической обсерватории РАН, прокомментировал для «МК» в Питере» заявление европейских астрофизиков о грядущем столкновении нашей галактики с галактикой Андромеды.

— Да, действительно сейчас векторы скорости этих двух галактик направлены навстречу друг другу. Но, скорее всего, за 7 миллиардов лет они разойдутся! Представьте себе два роя пчел, которые летят навстречу. Конечно, теоретически они могут столкнуться, как и наши галактики. Но на практике любая звезда-пчела в рамках «роя» двигается по-своему, маневрирует в космическом пространстве. Вряд ли даже две какие-нибудь звезды из наших галактик столкнутся!

Без паники!

Звезды смеются над астрономами

Все эти серьезные научные гипотезы, подкрепленные многолетними исследованиями, могут оказаться пустышками. Не далее как 13 сентября 2008 года авторитетный научный журнал Nature опубликовал сенсационный доклад исследовательской группы из Национального института астрофизики в Неаполе (Италия). Ученые обнаружили планету, которая, согласно данным современной науки, вообще не может существовать!

Эта планета вращается вокруг звезды V 391 Pegasi, которая «в молодости» очень напоминала наше Солнце. Согласно научным данным, звезды должны сначала раздуваться в сотни раз, поглощая свои планеты, и только потом взрываться и сбрасывать с себя оболочки. По непонятным причинам звезда V 391 Pegasi все сделала наоборот — сначала сбросила газовую оболочку, а потом раздулась в 100 раз.

Более того, это странное Солнце почему-то не смогло уничтожить свою единственную планету: такое ощущение, что орбита планеты расширялась параллельно с расширением звезды. Но ведь, согласно астрономии, это невозможно! Кстати, на момент преждевременного взрыва странная планета находилась от своего светила на том же расстоянии, какое разделяет сейчас Землю и Солнце.

Источник: Лента.ру