О проекте Положения о Федеральном агентстве. Постановление Президиума совета Профсоюза РАН от 15-16 октября 2013 г.

17.10.2013



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ   СОВЕТ
ПРЕЗИДИУМ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

  15-16 октября  2013 г.       № 11-01-01          Москва   


 

                                                                                                                                                           

О проекте Положения о Федеральном агентстве
научных организаций

 

Президиум Центрального совета профсоюза работников РАН, заслушав информацию об официальном проекте Положения о Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО), опубликованном 11.10.13 на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (далее Единый портал) по адресу    http://regulation.gov.ru/project/8245.html?point=view_project&stage=2&stage_id=4650,  отмечает, что  вслед за принятием Федерального закона №253 структуры Правительства РФ и Администрации Президента РФ вынесли проект Положения о ФАНО, повторяя те же нарушения, что при подготовке Закона о РАН. К ним следует отнести:

- продолжающееся игнорирование мнения научного сообщества и его законного представителя – профсоюза работников РАН. Проект документа, касающийся интересов многочисленных коллективов и сотрудников – членов профсоюза РАН, который существенно изменяет условия труда сотрудников организаций РАН, передаваемых в ведение ФАНО, не прошел предусмотренную ст. 35.1 Трудового Кодекса РФ и ст.11.1 ФЗ №10 от 21.01.1996 процедуру учета мнения профсоюза, не был направлен в установленном порядке в Профсоюз работников РАН;

- объявленные сроки публичного обсуждения Положения о ФАНО не дают возможности привести его полноценное обсуждение в научных коллективах,

- отсутствуют внятные цели и задачи ФАНО;

- не конкретизирован, а поэтому вызывает обеспокоенность в коллективах, механизм финансирования ФАНО и подведомственных ему организаций;

- фиксируемая Положением ликвидация традиционных для академической науки принципов самоуправления процессом научных исследований;

- окончательно фиксируется фактическое отделение РАН – клуба выдающихся ученых - от сети академических (до сих пор) институтов, последние, как и организации научного обслуживания и социальной сферы, передаются под управление новой бюрократической структуры,

- проект Положения представлен в виде, не позволяющем проводить процедуру антикоррупционной экспертизы: он представлен в Едином портале не как приложение к проекту Постановления Правительства РФ, а как пояснительная записка к проекту. В отличие от приложения к нормативно-правовому акту (НПА), являющемуся неотъемлемой частью НПА, пояснительная записка не является объектом антикоррупционной экспертизы. Такое размещение и последующее представление на рассмотрение Правительства РФ проекта Постановления и приложения к нему может быть истолковано как подлог с целью обхода установленного порядка экспертизы НПА.

Предварительный анализ проекта однозначно свидетельствует о его низком качестве и необходимости его отправки на кардинальную переработку.

Основной дефект даже с точки зрения ФЗ №253, во исполнение которого создается Агентство, - наличие расхождений  с текстом самого ФЗ-253,  в частности, в разделе полномочий Президиума РАН, и нет детально прописанных полномочий Агентства.

Не отражены отношения Агентства как работодателя с работниками подведомственных  организаций, его обязательства по действующему по организациям РАН Отраслевому соглашению и обеспечению социальной защищенности сотрудников подведомственных организаций.

Отсутствует описание вопросов преемственности уставных норм РАН и нормативных решений Президиумов АН СССР и РАН, Минобрнауки, Минпромнауки и ГКНТ СССР по вопросам условий и оплаты труда, кадровой политики и социальной защищенности, нормативно сформировавших на сегодня правовое поле деятельности организаций, изымаемых из системы ранее действовавшей РАН, а также не определено право вновь создаваемого агентства корректировать и отменять указанные нормативные акты. Не прописаны действия и полномочия агентства в переходный период.

Есть обоснованные опасения, что реализация норм Положения о ФАНО грозит многочисленными нарушениями трудового и антикоррупционного законодательства. А между тем публичные заявления официальных представителей власти, включая Президента РФ В.В.Путина, гарантировали, что ухудшения положения и условий работы научных сотрудников РАН не произойдет.

Нет необходимости детально указывать все недостатки, противоречия и упущения проекта Положения, многочисленные эксперты уже опубликовали свое отрицательное мнение. В частности, РАН: http://ras.ru/news/shownews.aspx?id=dff5d591-18cf-4893-a6c1-bb9379fd7237#content и Комиссия общественного контроля за ходом и результатами реформ в сфере науки http://www.rasconference.ru/. Президиум Центрального Совета профсоюза работников РАН в основном разделяет их мнение и поддерживает вносимые ими поправки, в свою очередь считает необходимым сформулировать ряд дополнительных поправок, представленных в Приложении.

На основании вышеизложенного Президиум Центрального совета профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:

- признать представленный проект Положения о ФАНО непроработанным и призвать Правительство РФ отклонить проект этого документа;

- направить в Правительство РФ Замечания и предложения к проекту Положения (Приложение);

- просить трудовые коллективы обсудить представленный Проект, мнение Профсоюза работников РАН по данному документу и выразить свое отношение к нему публичным образом, предусмотренным процедурой Единого портала;

- инициировать антикоррупционную экспертизу как Положения о ФАНО, так и самого ФЗ-253 от 27 сентября 2013 года;

- рабочей группе с участием РАН, МОН, Федерального собрания РФ, профсоюза работников РАН разработать новый проект Положения о ФАНО и обсудить его с участием научной общественности, направить проект для обсуждения в коллективы  институтов РАН.

 

Председатель Профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин

 


 

Приложение
к Постановлению Президиума
Центрального совета профсоюза
№ 10-01-01 от 15-16 октября 2013 г.

Замечания и предложения Президиума Центрального совета профсоюза работников РАН к проекту Положения о Федеральном агентстве научных организаций


 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В первоначальной версии Положения, как это принято для документов такого рода, были сформулированы основные цели и задачи. Предлагаем в п.1 в качестве основной цели ФАНО обозначить:   «обеспечение сохранения и развития всех переходящих в подведомственность Агентства организаций и лабораторий, сохранение занятости работников и создание условий для повышения результативности научной деятельности коллективов и отдельных научных сотрудников».

2. В абзаце втором первого пункта добавить «ФГУПы».

3. Следует зафиксировать, что «Научно-координационный совет (НКС) является высшим управляющим органом ФАНО, его решения обязательны для исполнения Агентством и его руководителем».

4. Представляется важным изменение принципов формирования Научно-координационного совета. Базовая составляющая российской науки – ученый, исследователь, научный сотрудник, поэтому НКС должен формироваться на паритетной основе их двух групп: научных работников - ведущих ученых и представителей научных коллективов подведомственных организаций. Первая половина членов НКС должна избираться коллективами подведомственных организаций. Вторая половина формируется следующим образом: треть ведущих ученых должна назначаться Правительством РФ, треть – выбираться Общим собранием РАН, треть - включать представителей ведущих вузов, государственных научных центров и инновационного бизнеса.

5. Руководитель НКС ФАНО избирается прямым тайным голосованием на Общем собрании РАН и утверждается Правительством РФ.

 

II.  ПОЛНОМОЧИЯ

1. Поддержать предложение РАН о необходимости дополнения полномочий ФАНО в части организации и материально-технического обеспечения научных исследований обязательным согласованием с РАН.

2. Декларированное п.6.3.1. раздела осуществление отдельных функций и полномочий учредителя и собственника федерального имущества, во избежание коррупционных рисков требует либо полного перечисления этих отдельных функций, либо исключения из раздела.

3. Предложения  (п.6.3.2. раздела) ФАНО по «созданию, реорганизации и ликвидации организаций», как затрагивающие интересы сотрудников, требуют в соответствии с Трудовым кодексом РФ согласования с Профсоюзом РАН. Аналогично и вопросы закрепления и изъятия имущества (п.6.3.4.) должны проходить по согласованию с РАН и с профсоюзом РАН.

4. Уставы подведомственных организаций также должны утверждаться ФАНО по согласованию с РАН с учетом мнения научных коллективов. Директора подведомственных учреждений должны утверждаться по процедуре, предусмотренной ФЗ 253 от 27.09.13.

5. Распределение бюджетных ассигнований и планирование расходов бюджета ФАНО также должно осуществлять по согласованию с РАН (п.п.6.3.11 и 6.3.12 раздела)

6. Утверждение Госзаданий (п.6.3.13 раздела) подведомственным организациям ФАНО должно осуществлять на основе утвержденной   распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. №2237-р Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 – 2020 годы. Уточнение тематик и направлений исследований (п.6.3.15), также на сегодня прописанных утвержденной Правительством Программой фундаментальных исследований до 2020 г, должно осуществляться через внесение корректировок в указанную программу по согласованию с РАН.

7. П.6.3.16 о программе развития подведомственных организаций предлагается записать: «Совместно с РАН и Профсоюзом работников РАН утверждает программы научно-технического и социального развития подведомственных организаций».

8. П.6.3.17 об эффективности деятельности распространять только на вспомогательные организации, для научных организаций проводить совместно с РАН оценку результативности научной деятельности на основании критериев и в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ по представлению ФАНО и РАН. Есть также необходимость разрабатывать программу повышения результативности научной деятельности подведомственных организаций. Расшифровка вида эффективности, являющегося основанием для принятия решений, также отсутствует в пп.6.3.6, 6.3.8, 6.3.17 настоящего «Положения…». Требуется конкретизация и учет мнения экспертов и профсоюза работников РАН при оценке результативности научной деятельности.

9. Для снижения коррупционной составляющей в Проекте следует более детально прописать вопросы конкурсного финансирования. Конкурсное финансирование является дополнительным источником финансирования для проведения поисковых научных исследований, финансирования прикладных научных разработок и проводится в форме открытого конкурса научных грантов.

10.  П.6.3.21 принять уточнение РАН о покупке жилых помещений для сотрудников подведомственных организаций, членов и сотрудников РАН.

11.  П.6.3.29 должен дополнительно определить вопросы сохранения и использования архивов подведомственных организаций.

12.  П.6.3.44 Изложить в редакции: «по согласованию с РАН принимает решения по закреплению прав оперативного управления…» и далее по тексту.

13.  В числе функций Агентства отсутствует принципиально важная функция – снижение избыточной бюрократической нагрузки  на исследователя и научные организации. Следует зафиксировать в «Положении…», что Агентство с участием формируемых Научно-координационным советом рабочих групп ведет работу по выявлению затрудняющих осуществление научно-исследовательской деятельности нормативно-правовых актов и готовит предложения по внесению изменений в подобные акты.

14. Из проекта «Положения…» остается совершенно не ясным статус сотрудников научных организаций, подведомственных Агентству, правила приема их на работу, уровень социальной защищенности, возможности повышения своей квалификации и др. Очевидно, что в результате принятия данной версии «Положения…», базовая составляющая российской науки – ученый, исследователь, научный сотрудник, будет находиться вне правового поля в связи с отсутствием необходимой нормативно-правовой документации, регламентирующей осуществление функций работодателя по отношению к сотруднику научных организаций, подведомственных ФАНО. Указанные аспекты должны войти в Положение, а также быть зафиксированы в Отраслевом Соглашении, заключаемом Профсоюзом работников РАН и ФАНО. Важнейшей функцией и обязанностью ФАНО должна стать разработка и законодательное утверждение Статуса научного работника организаций, подведомственных ФАНО, соответствующего Европейской Хартии исследователя.

15. Существенную опасность представляет также п.7.5, наделяющий Агентство полномочиями по приватизации федерального имущества, при отсутствии контроля за этой сферой деятельности Агентства со стороны РАН, НКС, научного сообщества, общественных организаций. Отсутствие должного контроля за деятельностью Агентства по управлению научными организациями ведет к значительным коррупционным рискам. Раздел также следует проверить на антикоррупционность, на приватизацию наложить трехлетний мораторий, а для контроля над ним наряду с согласованием вопросов приватизации с РАН и Профсоюзом работников РАН, учредить общественную Контрольно-ревизионную комиссию (КРК).

16.  Перечень функций ФАНО явно недостаточен для обеспечения нормального функционирования сложного комплекса подведомственных организаций во всем перечне их многообразия, как по сравнению  с функциями РАН, так и возможного прототипа – Росатома, как наиболее близкого к РАН субъекта. Предлагается детально проанализировать эти документы и дополнить всеми полезными разделами. В частности должны найти отражения обязательства ФАНО по обеспечению норм законодательства в сфере охраны труда и экологической безопасности, а также по обеспечению условий труда, обеспечения рабочего места и социальной защищенности работников.

17.  Не прописаны вопросы образовательной деятельности подведомственных ФАНО организаций по образовательным программам высшего образования (в т.ч. аспирантуры).
Добавить: «осуществляет  образовательную деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров в организациях, подведомственных Агентству, организует их стажировки в зарубежных исследовательских центрах, научные обмены, командировки, а также  повышение квалификации в сфере обеспечения проведения научных исследований».

18.  В перечне полномочий ФАНО п.7.9 о знаках отличия и наградах дополнить: «… и работников подведомственных организаций. Обеспечить правопреемственность ведомственной награды – Почетной грамоты РАН и Профсоюза работников РАН».

19. Предлагается предусмотреть дополнительные разделы ст.6.3: 

- разрабатывает кадровую политику и единую политику по формированию системы оплаты труда и социальной защиты работников в ФАНО, РАН и в подведомственных организациях и обеспечивает реализацию указанной политики.

Агентство осуществляет функции отраслевого объединения работодателей по вопросам социального партнерства в сфере труда, ведения коллективных переговоров на отраслевом уровне и заключения Отраслевого соглашения с Профсоюзом работников РАН, обеспечивает преемственность действующего Отраслевого соглашения по организациям Российской академии наук. В отношении организаций, подведомственных Агентству, Агентством осуществляются следующие функции:

- обеспечение развития организаций социальной сферы (детские сады, медицинские учреждения, дома ученых, детские оздоровительные лагеря, турбазы и др.)

- разработка совместно с Профсоюзом работников РАН, представляющим работников подведомственных организаций, порядка обеспечения жильем сотрудников подведомственных организаций.

 

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Утверждение структуры ФАНО (п.11.4)  должно проводиться по согласованию с РАН.    

2. П.11.6. дополнить «трудовые договоры».

3. П.11.7. Расторжение и изменение договоров с директорами подведомственных организаций производится только по решению Кадровой комиссии и по согласованию с Президиумом РАН. Директоров подведомственных ФАНО организаций не назначает, а утверждает после избрания по  процедуре, предусмотренной 253 ФЗ от 27.09.13.

4. Дополнить пунктом «Заключает Отраслевое соглашение».

5. П.12.4. вместо «программ развития» записать «программ научно-технического и социального развития».

6. П.13 Финансовое обеспечение в соответствии с бюджетным законодательством по разделу Государственное управление, не затрагивая объемов финансирования по подразделу «фундаментальные исследования», из которых финансируются подведомственные организации.

 

Председатель Профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин


 

Источник: Профсоюз работников РАН

©РАН 2016