http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=a1d4a2cf-551c-483e-b013-a7a332eb01df&print=1
© 2024 Российская академия наук

Интересы РФ в Арктике оказались под угрозой

08.04.2009

Под угрозой срыва находится завершение геолого-геофизического обоснования внешней границы континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане

Завершение обоснования границы континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане под угрозой срыва. Об этом передает «Интерфакс» со ссылкой на главу Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских. «В 2009 году из-за значительного сокращения бюджетного финансирования геологоразведочных работ, вызванного финансовым кризисом, под угрозой срыва находится завершение геолого-геофизического обоснования внешней границы континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане», — приводит пресс-служба ведомства слова Ледовских.

Ранее представители Минприроды РФ (МПР) сообщали, что совместно с Роснедрами будут продолжать работы по закреплению за Россией суверенных прав на дополнительную территорию континентального шельфа в Северном Ледовитом океане площадью около 1,2 млн кв. километров. По данным МПР, это позволит прирастить прогнозные углеводородные ресурсы на 4,9 миллиарда тонн условного топлива. Недостаточный объем финансирования окажет негативное влияние и на подготовку объектов лицензирования, говорится в сообщении.

На заседании Совета безопасности РФ в сентябре прошлого года президент России Дмитрий Медведев заявил, что в ближайшее время необходимо оформить внешнюю границу континентального шельфа РФ в Арктике. «В ближайшей повестке — и договорное закрепление, и оформление внешней границы континентального шельфа», — сказал он. «По оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. Использование этих ресурсов — залог энергетической безопасности России в целом», — сообщил глава государства. «Этот регион имеет для нас в полном смысле стратегическое значение. С его развитием связано решение долгосрочных задач страны и ее конкурентоспособность на глобальных рынках», — считает глава государства. «Нам необходима прочная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность России в Арктике. Надо, прежде всего, доработать и принять федеральный закон «О южной границе Арктической зоны России», — сказал Медведев.

Касаясь правового оформления внешней границы российского континентального шельфа, президент заявил: «Особенно подчеркну — это наша обязанность и просто наш прямой долг перед потомками». «Мы должны надежно и на долгосрочную перспективу обеспечить национальные интересы России в Арктике», — сказал Медведев. Он назвал Арктику ресурсной базой России в XXI веке.

После этого заседания секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев подчеркнул в беседе с журналистами необходимость определить границы на юге нашей страны, где проходит Арктика. «Мы называем цифру — 18% нашей территории. При этом говорим, что 20 тыс. км госграницы проходит в этом регионе», — сказал Патрушев. «Мы должны отстаивать наши интересы в Арктике, но мы понимаем, что арктические государства — Канада, Норвегия, Дания и США — они также будут отстаивать свои интересы», — отметил Патрушев.

В опубликованной 30 марта статье в «Российской газете» он констатировал, что вышеупомянутая четверка стран проводит единую и скоординированную политику недопущения России к богатствам шельфа Арктики. «Что касается международного нормативно-правового закрепления наших позиций в Арктике, здесь на первый план выходит проблема формирования до. исчерпывающей доказательной базы для международно-правового оформления внешней границы континентального шельфа России в Арктике», — отметил секретарь СБ РФ.

Патрушев сообщил, что США, Норвегия, Дания и Канада проводят единую и скоординированную политику недопущения России к богатствам шельфа. Выдвигаются идеи, что к Арктике надо подходить как к общему наследию человечества, имея в виду открытие этого региона для международных нефтегазодобывающих компаний. Высказываются предложения подписать международный договор об Арктике, устанавливающий международный режим управления по аналогии с Договором об Антарктике. Наращивается военное присутствие зарубежных стран в этом регионе, форсируется реализация планов по созданию современных ледокольных флотов. «Вполне очевидно, — подчеркнул Патрушев, — что многое не совпадает с экономическими, геополитическими и оборонными интересами России и представляет системную угрозу ее национальной безопасности».

Для обоснования российской заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа принципиальное значение имеет своевременная и тщательная подготовка дополнительных материалов исследований дна Северного Ледовитого океана (включая геологические и геоморфологические данные), реализация государственной программы развития научно-исследовательского флота Российской Федерации, а также глубоководной деятельности и гидронавтики, считает Патрушев. По его словам, предстоит также реализовать комплекс мер по совершенствованию военной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, в сфере экологической безопасности, информационных технологий и связи. «Арктика на длительную перспективу является не только важнейшей ресурсной базой России, опорным регионом для наращивания ее транзитного потенциала, но и узлом пересечения долгосрочных национальных интересов нашей страны и основных зарубежных стран в международной, оборонной и экологической сферах», — отмечает Патрушев.

Он подчеркнул, что есть вопросы, требующие немедленного решения. В частности, поставлена задача разработки нормативного правового акта об установлении южной границы Арктической зоны РФ с определением перечня и статуса муниципальных образований, находящихся в пределах указанной зоны.