Экстремальная генетика: в России изучат гены опасного поведения

23.08.2018

Ученые исследуют ДНК убийц, чтобы предсказывать поведение по геному

Новое исследование российских генетиков поможет объяснить и предупредить возникновение агрессивного поведения. Эти сведения нужны для понимания механизмов влияния генов на проявление характера и поступки. О первых шагах комплексного анализа биологических характеристик людей, совершивших тяжкие преступления, «Известиям» рассказали в Институте общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН.

Первый этап проекта предполагает анализ ДНК групп, в которые входят убийцы с психическими отклонениями, убийцы без психических отклонений, люди, совершившие непреднамеренные убийства и люди, не совершившие никаких преступлений.

Все они входят в группу, под кодовым названием «Открытие». После проведения всех анализов она будет сравниваться с группой проверки.

Сейчас в работе первая группа из 150 убийц с психическими отклонениями. На определение последовательности аминокислот ДНК всей группы уходит два месяца. Приборы позволяют работать с образцами генома довольно быстро, но выдают информацию короткими фрагментами, которые дальше нуждаются в более подробном изучении.

Сначала из крови выделяется ДНК. Образец с ДНК анализируется на приборе, который расшифровывает геном. Специалисты обрабатывают полученные фрагменты текстов и формируют единую строку. После этого проводится статистическая обработка. Выявляются участки, на которые нужно обратить внимание: например, одна часть генома может быть ответственной за агрессивное поведение. Привлекший внимание фрагмент помечается и впоследствии перепроверяется на более широкой выборке до 3 тыс. человек. Туда будут входить как убийцы, так и люди, не совершившие преступлений.

— Не разбивать все образцы на эти две группы было бы неправильно, — пояснила доктор биологических наук, заведующая лабораторией анализа генома Института общей генетики имени Н.И.Вавилова РАН Светлана Боринская. — Ведь обнаруженный эффект может быть случайным. Если мы ошиблись в своих предположениях, то на следующей группе этот эффект не повторится. Все секвенирование группы «Открытие» будет завершено до конца 2018 года. А вот статистическую обработку мы будем проводить уже в следующем году.

Ученые не могут не учитывать наличие психических заболеваний, так как среди убийц, совершивших особо жестокие преступления, процент психически нездоровых людей выше в 4–5 раз по отношению к всему населению.

Некоторые ответы на вопрос о возникновении тех или иных форм поведения находятся в функционировании молекул, регулирующих работу нервной, гормональной и иммунной систем (метаболитов). Их взаимодействие обеспечивает биологическую основу поведения. На этом месте даже выросла «своя наука» — метаболомика, изучающая специфические процессы, протекающие в живых клетках. Они так же уникальны для каждого индивидуума, как и отпечатки пальцев. Концепция индивидуального «метаболического профиля», который мог бы отражать состав биологических жидкостей, была предложена учеными еще в конце 40-х годов ХХ века.

Российских ученых интересуют гормоны стресса — адреналин, кортизол. То, как организм реагирует на них, зависит от десятков и сотен генов, а также от специальных меток на этих генах.

По сути, метаболиты являются посредниками между событиями среды, откликом генов на них и итоговой поведенческой реакцией человека. Это биологическая основа переживаний, решений и поступков. По словам ученых, и воля, и чувства, и действия людей имеют биологическую составляющую. Если удастся понять, где происходят сбои на молекулярном уровне, — от ДНК до метаболитов, — можно будет проводить профилактику таких поломок.

— Если негативная роль неблагополучной социальной среды в формировании асоциального поведения преступника более или менее очевидна, то роль индивидуального генотипа до сих пор не вполне понятна, — отметил профессор генетики и геномики Гёттингенского университета (Германия), Техасского АМ университета (США) и рyководитeль Научно-образовательного центра геномных исследований СФУ Константин Крутовский. — В то же время знание генетической предрасположенности к асоциальному поведению очень важно для профилактики преступлений. Часто изменением среды можно скорректировать неблагополучное влияние генов.

По словам научного руководителя Института общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН Николая Янковского, о корректировке генома в попытке повлиять на поведение человека говорить пока рано.

— На данный момент это сделать нельзя, и неизвестно, когда будет можно. Что касается предрасположенностей, то, с моей точки зрения, некоторые расклады неплохо было бы знать, например, следователям, чтобы спрогнозировать действия определенного человека, - отметил эксперт.

Первые результаты начавшегося исследования ученые планируют получить в конце 2018