Каменный патриарх

15.10.2008

Ученые обнаружили в Канаде самые древние породы на Земле

Возраст камней составил 4,28 миллиарда лет, то есть они сформировались всего через 290 миллионов лет после образования самой Земли.

Возраст Земли составляет около 4,56 миллиарда лет, однако неукротимая тектоническая активность в недрах планеты практически не оставила нам свидетельств первых дней существования земной коры.

Сегодня ее возраст основан на измерении соотношения изотопов неодима и самария. Это радиоактивное семейство 146Sm/142Nd отличается очень коротким периодом полураспада, а потому распад радиоактивного самария-146 должен был закончиться еще 4,1-4,2 миллиарда лет назад и дать одинаковое соотношение стабильных изотопов неодима-142 и 144 во всех земных породах. На деле же это соотношение в древних канадских скалах несколько иное.

Согласно современной теории и Земля, и все планеты Солнечной системы образовались из вещества, приносимого метеоритами-хондритами. (Это метеориты из смеси серы, кислорода и никеля, железа.) Недавно были обнаружены отклонения в химическом составе Земли от эталонного хондритового. В частности, это касается изотопов неодима. Так появилась гипотеза, что часть самария на заре формирования Земли куда-то исчезла, образовав так называемый самариевый резервуар в недрах Земли. А если резервуара нет, то Земля образовалась не из хондритов, а потому всю теорию происхождения планет нужно менять.

Поиск этого резервуара - главная цель обнаружения наиболее древних пород. Первая ласточка надежды мелькнула несколько лет назад, когда анализ в древних скалах Гренландии показал повышенное содержание 142-го изотопа. Учитывая мантийное происхождение тех скал и время их появления на поверхности Земли - 3,9 миллиарда лет назад, ученые осторожно предположили, что это и есть след разделения изотопов на заре формирования Земли. И вот теперь обнаружены и древние породы земной коры, свидетельствующие в пользу такого разделения. Значит, теория будет жить.

Источник: Российская газета