22 июня 2007 г. О переводе на внебюджетные ставки

22.06.2007

(Информационное сообщение)

о переводе на внебюджетные ставки

(Информационное сообщение)

Одним из основных направлений работы профсоюза при проведении пилотного проекта является минимальное использование внебюджетных средств для сохранения рабочих мест. Еще до начала пилотного проекта профсоюз разработал схему перевода сотрудников на «внебюджетные ставки» (см. постановление Совета ПР РАН № 09 от 10-11 октября  2005г.) «Научное сообщество» (НС) № 5 (57), май 2006г.)

Данная схема позволяла одновременно решить две задачи:

а) переводить сотрудников на «внебюджетные» ставки без расторжения с ними «бессрочного»  трудового договора и без ухудшения условий труда.

б) провести достаточно «полное» разделение  «бюджетных» и «внебюджетных» средств без разрыва фундаментальной и прикладной науки (см. «НС» № 5(57) 2006г., № 5 (69) 2007г.) Эти предложения были переданы  руководству РАН и активно поддерживались  руководством профсоюза. Во многом в результате этой работы в Постановлении Президиума РАН о начале 1-го этапа пилотного проекта  появился пункт, говорящий о возможности перевода сотрудников на «внебюджетные» ставки. Однако при этом схема профсоюза реализована не была, перевод на «внебюджетку» происходил с расторжением «бессрочного» трудового договора и заключением «срочного» договора на время выполнения того или иного контракта или гранта. Отказ от введения схемы профсоюза мотивировался тем, что она не до конца проработана и противоречит некоторым законам и нормативным документам, а в создавшихся спешных условиях введения 1-го этапа доработать этот вопрос времени  нет. Тем не менее уже на 1-ом этапе примерно 1200 человек  (т.е. примерно 15% от числа сокращаемых) были переведены на «внебюджетку», а не уволены.

Профсоюз доработал свою схему и ответил на замечания относительно возможного противоречия этих предложений законам и нормативным документам (см. приложения).

Эти предложения также были переданы руководству РАН. К сожалению, они снова не были введены в полном объеме, хотя письмо начальника финансово-экономического управления А.И.  Коношенко № 10115-1330 /251-10 от 15.05.2007г. делает новые шаги на пути реализации предложений профсоюза. В нем фактически разрешается не разрывать бессрочный контракт при переходе на внебюджетную ставку, если при заключении договора не был обговорен источник финансирования зарплаты, а также информация о том, что социальные права «бюджетников» в РАН могут распространяться на «внебюджетников» и т.д. Никаких возражений против предложений профсоюза на этот раз не последовало, однако и их введения в полном обьеме то же не последовало.  Думаю, что «не введение»  схемы профсоюза на 2-ом этапе пилотного проекта связано, во-первых, с действительно имеющимся у руководства РАН недостатком времени,  во-вторых, с желанием «почистить» академию от тех, кого считают «балластом». 

Позиция профсоюза другая: мы считаем, что вводить эту схему надо как можно быстрей.  Считаем также, что институты могут вводить ее сами, не дожидаясь указания Президиума РАН. Для этого мы и публикуем подробно нашу схему. Ждем также от всех заинтересованных лиц замечаний, предложений, возражений.

Председатель Совета МРОПР РАН В.П.Калинушкин  


Приложение 2

Предложения Профсоюза работников РАН по дополнению постановлений Президиума РАН и других нормативных документов,  выпускаемых в связи с реализацией постановления Правительства РФ № 236.


Для решения вопроса эффективного использования внебюджетных средств для решения проблемы сокращения бюджетных ставок Профсоюз работников РАН считает необходимым внести в нормативные документы, выпускаемые во исполнение Постановления правительства РФ № 236 следующие положения:

1. Выплата заработной платы сотрудникам РАН за рабочее время, используемое для выполнения работ, финансируемых из внебюджетных источников, должна производиться за счет средств, выделенных на их проведение (в соответствии с типовой методикой).

2. Штатное расписание научных учреждений РАН, ведущих наряду с работами, выполняемыми по планам РАН, работы, финансируемые за счет внебюджетных источников, должно состоять из двух типов ставок:

а) ставок, финансируемых из средств, выделяемых РАН в соответствии с законом Российской Федерации в федеральном бюджете на текущий год (в дальнейшем «бюджетные» ставки);

б) ставок, финансируемых за счет внебюджетных источников и средств дополнительного бюджетного финансирования.

Статистическая отчетность по «бюджетным» и «внебюджетным» ставкам ведется раздельно.

Среднесписочная численность работников научных учреждений, находящихся на «бюджетных» ставках, за каждый отчетный период не должна превышать установленную этому учреждению нормативную численность ставок.

Отчетным периодом является текущий год.

Число «внебюджетных» ставок определяется научным учреждением РАН по согласованию с соответствующим профильным Отделением (Президиумом Регионального научного центра) РАН. Учреждения РАН, непосредственно подчиненные Президиуму РАН, согласуют указанную численность с Финансово-экономическим управлением (ФЭУ РАН). ФЭУ РАН готовит и согласовывает с Росстатом и другими федеральными ведомствами необходимые формы отчетности.

3. Сотрудники РАН в соответствии с выполняемыми ими работами и производственной необходимостью могут переводиться как с «бюджетных» ставок на «внебюджетные», так и с «внебюджетных» на «бюджетные». Переводы производятся приказом по учреждению РАН без внесения изменений в трудовой договор, на основании которого сотрудник был принят на работу.

4. В связи со спецификой работы научных учреждений и близости во многих случаях тематик работ, выполняемых за счет «бюджетного» и «внебюджетного» финансирования, сотрудник может частично находиться как на «бюджетной», так и, частично, - на «внебюджетной» ставке с отнесением оплаты его труда на «бюджетные» и «внебюджетные» источники пропорционально фактически отработанному времени.

5. В качестве примера профсоюз предлагает разработать типовую методику разделения рабочего времени по выполнению работ по бюджетным и внебюджетным источникам. В эту методику могут быть внесены следующие позиции:

1. Лица, занятые выполнением работ по бюджетной и внебюджетной тематике получают в дополнение к должностному окладу и обязательным надбавкам, установленным законодательством (надбавки за вредность, за секретность, доплату за ученую степень),  стимулирующие надбавки  за интенсивность и качество выполняемых работ.

2. Надбавки за выполнение плановых, оплачиваемых из бюджета работ, устанавливаются на основании Порядка и условий применения  стимулирующих выплат.

3. Надбавки за выполнение внебюджетных работ выплачиваются на основании разработанных в организациях Положений, являющихся на основании ст.41 ТК РФ, приложением к Коллективному договору и размером не ограничиваются.

4.  Сотрудники, занятые выполнением  работ как по бюджетной, так и по внебюджетной тематике, освобождают  долю рабочего времени, оплачиваемого из бюджета (переходят на условия работы с неполным рабочим временем по бюджету), с оплатой его из внебюджетного источника в объеме, дополняющем  рабочее время до целой ставки.

5. Можно рекомендовать следующий объем сокращения  бюджетных ставок:

- сотрудникам, имеющим размер стимулирующей надбавки по внебюджетной тематике:

более 10 должностных окладов - занимать не более 0,1 бюджетной ставки,

От  5 до 10 – не более 0,25,

От 3 до 5 – не более 0,5,

От 1 до 3 – не более 0,8,

От 0,7 до 1 – не более 0,9.

менее 0,7 можно совмещать выполнение работ по бюджетной и внебюджетной тематике без  освобождения доли рабочего времени, оплачиваемого из бюджетных средств.

Перераспределение учета долей рабочего времени осуществляется службами организаций и учреждений  по фактическому объему выплачиваемых надбавок без заявлений и иных дополнительных документов.


Исполнитель – Калинушкин В.П. тел. 132-81-26, 135-13-30

©РАН 2020