Постановление V Съезда Профсоюза работников Российской академии наук "О деятельности Совета профсоюза, Исполнительного органа и Контрольно-ревизионной комиссии за 2006-2011 годы и о задачах Профсоюза на 2011-2016 годы"

14.07.2011




ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК


 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 V Съезда Профсоюза работников Российской академии наук

 01–03 июля 2011 года

О деятельности Совета профсоюза, Исполнительного органа и
Контрольно-ревизионной комиссии Профсоюза работников РАН за 2006-2011 годы и о задачах Профсоюза на 2011-2016 годы

V Съезд Профсоюза работников Российской академии наук ОТМЕЧАЕТ:

  В отчетном периоде основным направлением деятельности Профсоюза оставалась защита трудовых, профессиональных, социальных и экономических прав и интересов членов профсоюза и всех работников РАН. При этом государственная политика Российской Федерации в сфере науки и образования, реализуемая в рамках существующих и разрабатываемых документов различного уровня, не вышла за пределы деклараций по поводу модернизации страны, построению общества знаний, повышению обороноспособности и не удовлетворяет научное сообщество.

Значимыми событиями, определявшими работу Совета профсоюза,  были: реализация пилотного проекта и переход к отраслевой системе оплаты труда, законодательное закрепление статуса РАН и подведомственных ей организаций, разработка нового Отраслевого соглашения, поручения Президента РФ по результатам встречи в РАН в 2009 г., отсутствие эффективных решений органов власти по преодолению финансового кризиса и модернизации экономики страны.

В ходе реализации пилотного проекта и переходе к отраслевой системе оплаты труда удалось поднять в 2,5-3 раза реальный уровень бюджетной составляющей зарплаты с существенным повышением её тарифной части для всех категорий работников научных учреждений РАН. При этом численность рабочих мест была сокращена на 20%. Усилиями профсоюзных организаций удалось избежать массовых увольнений, минимизировать издержки этой стороны пилотного проекта.

При обсуждении изменений в законодательстве относительно закрепления государственного статуса РАН Профсоюзу удалось сохранить в «Законе о науке и научно-технической политике» пункты, касающиеся работников организаций социальной сферы и научного обслуживания. Совместные действия Профсоюза, Президиума РАН и крупных ученых сумели защитить Академию от губительных проектов её модернизации.

Через механизм контроля исполнения поручений Президента РФ удалось добиться дополнительного открытия с 2011 года и финансирования 1000 ставок для приема на работу в  РАН молодых учёных.

В соответствии с Трудовым кодексом создана и действует Правовая инспекция труда Профсоюза, заключено соглашение с Рострудом России о взаимодействии по вопросам подготовки и обновления нормативно-правовой базы  в области трудовых отношений в РАН.

Профсоюз неоднократно обращался в адрес Президента РФ и Председателя Правительства РФ, пытаясь убедить руководителей страны в необходимости пересмотра государственной политики в отношении материального обеспечения труда работников науки. Проведение исследований на мировом уровне нуждается в современном оборудовании, базируется на оперативной закупке и доставке приборов, материалов, реактивов. Зарплата должна быть приближена к уровню оплаты труда работников науки за рубежом и индексироваться в условиях инфляции, необходимо повысить стипендии аспирантам, исполнить нормативы расходов федерального бюджета на гранты РФФИ и РГНФ.

В условиях отсутствия конкретных решений по этим обращениям, а также в связи с неисполнением поручений Президента России о выделении 5000 квартир для молодых учёных, Профсоюз был вынужден поддержать выдвинутые предложения и требования общероссийскими массовыми действиями   митингами, собраниями, пикетами.

Совет профсоюза сотрудничал с Президиумом РАН на принципах социального партнерства, заключено Отраслевое соглашение по организациям Российской академии наук на 2009-2011 годы. Представители Профсоюза принимали участие и получали слово на заседаниях Президиумов РАН и региональных отделений, принимали активное участие в составе уставной  комиссии  РАН. Это позволило в новом Уставе РАН сохранить позицию, что членами Общего собрания РАН  являются также научные сотрудники, делегируемые научными организациями подведомственными  РАН. С целью объединения усилий в борьбе за общие интересы в отчетном периоде постоянно поддерживались рабочие контакты с профсоюзными организациями государственных научных центров РФ, с реально действующими профсоюзными объединениями. На уровне территориальных организаций Профсоюз сотрудничал и взаимодействовал с региональными и республиканскими объединениями профсоюзов.

В отчетном периоде постоянно велась работа с депутатами представительных органов различного уровня, органами исполнительной власти, общероссийскими движениями «За возрождение отечественной науки» и «Образование – для всех!». Заключены соглашения о сотрудничестве с фракциями КПРФ и «Справедливая Россия» в Государственной Думе. Представители Профсоюза участвовали в заседаниях комитетов и круглых столов, проводившихся в палатах Федерального Собрания. Предложения Профсоюза нашли полное отражение в программных положениях КПРФ в области науки и образования.

Советом профсоюза налажена и постоянно поддерживается через интернет оперативная связь с территориальными организациями и членами Совета профсоюза. Региональные (территориальные) организации регулярно информировались о деятельности Совета профсоюза специальными сообщениями и периодически выходящим Информационным бюллетенем. Систематически публиковались соответствующие материалы в газете «Поиск» и на профсоюзной странице интернет-сайта Академии (www.ras.ru/tradeunion.aspx). Регулярно выходили газеты Московской региональной организации «Научное сообщество», Новосибирского научного центра  «Профсоюзный вестник СО РАН», пользующиеся популярностью во всей сети профорганизаций РАН.

В отчетном периоде Исполнительному органу профсоюза удалось частично решить проблему привлечения необходимых специалистов за счет средств профсоюзного  бюджета – правового инспектора труда и журналиста, обеспечивающего связь с прессой и выпуска Информационного бюллетеня.

Вместе с тем, Совету профсоюза не удалось добиться сокращения разрыва в оплате труда сотрудников РАН до социально обоснованных показателей, повышения стипендий аспирантам, решения жилищной проблемы, а также разработки отраслевой системы пенсионного обеспечения. В ряде институтов при реализации пилотного проекта были допущены необоснованные увольнения. Недостаточна дисциплина исполнения решений Совета  профсоюза   и его Президиума, например, при организации массовых протестных акций  и др. Действующий устав Профсоюза ограничивал возможности Совета и Контрольно-ревизионной комиссии в части исполнения на местах принятых  решений Профсоюза и отчетности организаций перед вышестоящими выборными органами. Не достигнута степень профсоюзной солидарности, которая позволила бы неотвратимо привлекать внимание работодателя и властей к поднимаемым Профсоюзом проблемам. Отсутствует, как и ранее, корпоративная политика в РАН. Недостаточна связь Совета  профсоюза   с бюро ряда отделений РАН. Уровень социального партнерства не всегда соответствовал требованиям  Трудового Кодекса РФ. Не все территориальные организации получали необходимую помощь от вышестоящих профсоюзных органов при взаимодействии с работодателями региональных научных центров. Нуждаются в совершенствовании информационная и аналитическая работа в Профсоюзе, учёба  профсоюзного  актива. Не прошли регистрацию в Министерстве юстиции РФ изменения и дополнения в Устав профсоюза, принятые IV Съездом  профсоюза.

V Съезд профсоюза работников Российской академии наук ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Признать работу Совета и Исполнительного органа профсоюза удовлетворительной.

2. Утвердить доклад Контрольно-ревизионной комиссии профсоюза.

3. Утвердить задачи Профсоюза на 2011-2016 годы по основным направлениям его деятельности, зафиксированным в п.2.2 новой редакции Устава  профсоюза:

3.1. Участие Профсоюза в разработке и реализации корпоративной социально-кадровой политики:

- принимать меры против  решения власти о новых сокращениях штатов в РАН, добиваться увеличения штатной численности работников Академии;

- выработать и реализовать в РАН во взаимодействии с работодателем комплексную социально-кадровую корпоративную политику, охватывающую все слои академического сообщества и направленную на сохранение и развитие кадрового потенциала науки. Создать в РАН условия, привлекательные для молодежи, активизировать взаимодействие с Советами молодых учёных и специалистов РАН, бороться за достойное пенсионное обеспечение всех категорий работников РАН и обеспечение статуса  совместной Почетной грамоты  Российской  академии наук и  Профсоюза работников РАН с целью присвоения звания «Ветеран труда».

- выработать во взаимодействии с работодателем нормативы достойного и научно- обоснованного уровня финансового обеспечения рабочего места, включая зарплату, налоги, коммунальные расходы, средства на оборудование, материалы, реактивы и командировки. Добиваться от Правительства РФ обеспечения принятия этих нормативов. Добиваться увеличения ассигнований бюджетных средств по тематике фундаментальных исследований, пересмотра установленных Законом 94-ФЗ и Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 1 декабря 2010 г. N 601 г. Москва "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" порядка проведения госзакупок для проведения научных исследований.

- в ближайшие 5 лет обеспечить 2-3 кратное увеличение бюджетной составляющей фонда зарплаты и снижение разброса по доходам сотрудников РАН до социально – обоснованных показателей (децильный коэффициент <7),  а также привести доходы работников РАН в соответствие с критериями, предусмотренными Трудовым Кодексом РФ (квалификация, количество и качество труда, условия выполняемой работы). При этом полученные гранты и договоры не должны влиять на величину бюджетной составляющей заработной платы;

- добиться полной открытости и прозрачности доходов работников госсектора науки, а также административных решений, касающихся организации научной деятельности и распределения финансовых потоков в учреждениях РАН;

- добиться максимальной прозрачности в конкурсных механизмах финансирования открытых научных исследований, добиваться публикации отчетов (кратких версий) по результатам проведенных работ, в т.ч. в Интернете;

- добиться достойного уровня зарплаты рабочих РАН, работников ведомственной социальной сферы и её индексации, уровня аспирантских стипендий не ниже двойного прожиточного минимума.

- обеспечить дополнительное финансирование льгот и преференций работникам, работающим в условиях крайнего Севера и приравненных регионов;

- добиться от органов управления РАН признания необходимости материального обеспечения работы библиотек в институтах на уровне научных подразделений;

- добиваться комплексного решения социально-кадровых проблем и выделения средств на поддержку просветительской и научно-образовательной деятельности детских оздоровительных лагерей, малых академий наук, школ юных исследователей и т.п.;

- реализовать масштабную жилищную программу в РАН, охватывающую как молодых ученых, так и иные  возрастные группы  и категории работников;

- добиться восстановления статуса совместной Почетной грамоты РАН и Профсоюза работников РАН как основания для получения звания Ветерана труда;

- совершенствовать и расширять механизмы реализации социального партнерства в системе РАН, обеспечить постоянный контроль за исполнением положений действующего Отраслевого соглашения по  организациям  РАН;

- провести переговоры с работодателем по вопросам расширения демократии в РАН и повышения роли Профсоюза в частности, назначения директоров из числа кандидатов, выдвинутых коллективом, включения председателей профкомов в состав Ученых советов без выборов по должности; составить и утвердить совместно с представителем работодателя перечень локальных  нормативных  актов, которые обязательно должны быть согласованы с профкомом;

- добиться обязательности правовой экспертизы принимаемых локально-нормативных актов и безусловного согласования актов по вопросам, лежащим в компетенции Профсоюза;

- обсудить с работодателем возможность участия представителей работников социальной сферы и научного обслуживания РАН при обсуждении  проблем развития  научных  центров на общих собраниях региональных отделений РАН и заседаниях президиумов научных центров.

-создать при Центральном совете профсоюза комиссию для взаимодействия с комиссией Президиума РАН по оценке  результативности деятельности научных учреждений РАН.

-добиться от работодателя выделения средств на спортивные и культурно-массовые мероприятия, на поддержку социальных объектов; 

- в соответствии с Отраслевым соглашением по организациям РАН, территориальных соглашений и коллективных договоров в организациях, ? обеспечить финансирование со стороны работодателя мероприятий в сфере социального партнерства, в т.ч. программы по охране труда;

- усилить работу в профильных и региональных отделениях по социальным (жилье), и по кадровым (оценка эффективности институтов и их отнесение к разным категориям) вопросам;

- провести переговоры с работодателем по пролонгации Отраслевого соглашения на 2012-2014 годы и внесении     в него  изменений и дополнений 

3.2. Участие Профсоюза в формировании и реализации государственной научно-технической политики, механизмах распределения средств на науку:

- добиться доведения уровня государственной поддержки науки до стандартов, принятых у мировых лидеров (3% ВВП). При этом доля финансирования РАН в общем объеме средств, выделяемых на гражданскую науку из средств госбюджета РФ должна быть не менее 40%;

- добиться исполнения нормативов расходов федерального бюджета на гранты РФФИ и РГНФ;

- добиться  участия Профсоюза в разработке «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» и в подготовке «Концепции развития РАН до 2025 года»;

- использовать колоссальный интеллектуальный потенциал Академии в отстаивании интересов академического сообщества с опорой как на авторитет отдельных членов Академии, так и на результаты исследований, заключения и рекомендации академических институтов;

- усилить контакты с профильным министерством, администрацией Президента РФ, а также добиваться безусловного исполнения прямых поручений первых лиц государства в отношении РАН, в т.ч. по обеспечению 5000 молодых учёных РАН квартирами.

3.3. Организационное укрепление Профсоюза:

- добиваться сохранения и расширения членской базы Профсоюза за счет приема новых организаций и привлечения новых работников в Профсоюз;

- продолжить работу по усилению позиции Профсоюза, в т.ч. в южных и других федеральных  округах России, на территории которых расположены учреждения и организации РАН;

- наладить  учебу профсоюзного актива и подбор кадрового резерва руководящих органов Профсоюза;

- подготовить и принять регламент работы Центрального совета профсоюза;

- продолжить работу по укреплению исполнительской и финансовой дисциплины в Профсоюзе, наладить мониторинг результатов работы первичных и территориальных профсоюзных организаций;

- провести анализ состояния и деятельности профсоюзных структур с последующим обсуждением результатов этого анализа на расширенном заседании Центрального совета и принятием соответствующих решений;

- обеспечить полноту сбора членских взносов по установленным нормам;

- радикально улучшить информационную работу Профсоюза и повысить уровень ее технологий, особенно с точки зрения получения эффективной обратной связи, а не только доведения информации из центра через территории в первичные   организации, повысить оперативность информирования членов профсоюза о важных событиях и решениях профсоюзных органов через СМИ. Опубликовать стенограмму Съезда на сайте Профсоюза;

- активно использовать современные информационные технологии в механизме управления Профсоюзом и принятии оперативных решений: обязательное телеконференционное участие представителей регионов в мероприятиях Профсоюза, электронное голосование, развитие системы сайтов и порталов Профсоюза, включая форумы, консультационные пункты и т.п.;

- добиваться привлечения средств работодателя на деятельность организаций Профсоюза, в частности, безвозмездного предоставления помещений, связи, оборудования, в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных   союзах, их правах и гарантиях деятельности».

3.4. Межсоюзные отношения:

- продолжить поиск путей к налаживанию взаимодействия с ФНПР, КТР, ассоциацией профсоюзов  работников бюджетной сферы и другими профсоюзными структурами на договорной основе;

- продолжить сотрудничество с представителями дружественных профсоюзов по совершенствованию трудового законодательства с участием представителей федеральных органов государственной власти;

- развивая дружеские связи с профсоюзами национальных академий наук Беларуси и Украины, расширять контакты с профсоюзами других государств, ранее входивших в состав СССР, и с Всемирной Федерацией Научных Работников (ВФНР);

3.5. Взаимоотношения с общественно-политическими  объединениями:

-  продолжить взаимодействие с фракциями КПРФ и «Справедливая Россия» в Государственной Думе, заключившими с Профсоюзом соглашения о сотрудничестве;

- добиваться заключения соглашений с другими фракциями Государственной Думы о совместных действиях Сторон, направленных на поддержку и укрепление единства, целостности и независимости Российской Федерации, благополучия и безопасности ее граждан, защиту прав и интересов людей наемного труда, физического и нравственного здоровья нации, на признание и придание особого внимания социально-значимым правам человека;

- сотрудничать с общественно-политическими движениями и партиями, в программных документах которых приоритетными являются кардинальные изменения государственной политики страны в интересах наукоемкого производительного труда, основанного на опережающем развитии отечественной науки;

- использовать избирательные кампании для продвижения требований Профсоюза в программы участников выборов, рекомендовать представителей Профсоюза и сторонников для включения в списки кандидатов в депутаты;

- рекомендовать КПРФ включить в число кандидатов в депутаты Госдумы 6 созыва членов Профсоюза работников РАН академика  Алфёрова Ж.И. и члена-корреспондента  Кашина Б.С., профессора МГУ Мельникова И.И.;

- рекомендовать партии «Справедливая Россия» включить в число кандидатов в депутаты Госдумы 6 созыва академика РАН и РАМН Черешнева В.А., депутата ГД РФ 5 созыва Дмитриеву О.Г. и сопредседателя рабочих профсоюзов «Защита»  Шеина О.В.;

3.6. Коллективные действия:

- формировать и отстаивать позицию Профсоюза по острым проблемам, имеющим большой общественный резонанс: реформа образования, рост цен на услуги ЖКХ и других естественных монополий, введение прогрессивной шкалы налогообложения, использования природной ренты и др.;

- в случаях игнорирования требований Профсоюза по решению актуальных проблем научного сообщества активно использовать массовые акции в качестве механизма давления на государственные структуры и работодателя;

- повышать правовую грамотность профсоюзного актива в организации проведения массовых акций Профсоюза;

- искать пути роста эффективности массовых акций;

- информировать членов профсоюза о необходимости массовых акций и агитировать за личное участие в них;

- привлекать к участию в проведении этих акций другие общественные объединения, профсоюзы и политические партии, работников высших учебных заведений.

4. Поручить Центральному совету профсоюза сформировать комиссии по основным направлениям деятельности, обеспечить постоянное и оперативное информирование членов Профсоюза о результатах работы комиссий.


 

Председательствующий V Съезда Профсоюза В.П. Калинушкин

                                          

Источник: Профсоюз работников РАН

©РАН 2024