http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=ad276ab2-1044-44d7-bd10-f3d9e5d384d4&print=1
© 2024 Российская академия наук

Открытое письмо академику А.Д. Некипелову

16.05.2006

Открытое письмо В.Ф. Вдовина по материалам пресс-конференции 03.05.06

                          

Профсоюз работников Российской Академии наук

НИЖЕГОРОДСКОЕ региональное объединение 603950, Н.Новгород, ГСП-120, ул.Ульянова, 46 Тел. (8312) 36-19-59 Факс (8312) 36-97-17 E-mail: vdovin@appl.sci-nnov.ru

119991, ГСП-1 Москва, Ленинский пр., 14, факс: (495) 954-33-20

Вице-президенту РАН академику А.Д.Некипелову

Открытое письмо по материалам пресс-конференции 03.05.06

Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич!

К сожалению ни формат, ни регламент пресс-конференции 3 мая не позволили мне более детально сформулировать опасения и предложения, содержавшиеся в моем вопросе к Вам. Между тем, затронутые мной проблемы волнуют академическое сообщество. Возможно, пока и у Вас нет на них ответов… Тем более, стоит продолжить публичный разговор на обозначенную тему с целью информирования сотрудников РАН и совместной выработки приемлемых решений.

Я искренне поздравил Вас с завершением важного этапа - перехода к практической реализации плана увеличения оплаты труда в РАН. Однако, риторическая часть моего вопроса - «не квалифицируете ли вы эту победу как Пиррову» - требует пояснения и доказательства.

Попробуем представить, что случилось бы в этом году, не будь Постановление Правительства № 236 принято. Хотело бы Правительство или не хотело, но две тотальные (по всем категориям сотрудников РАН!)  индексации зарплаты в 2006 году, оно бы профинансировало. На это РАН получила бы около 2 млрд. руб, дополнительно к текущему бюджету. В рамках же Постановления жестко оговорено: оно вводится без дополнительных средств, нам позволено лишь перераспределить уже выделенные РАН по статье «Оборудование» 1,5 млрд. Теперь вместо дополнительных 2 млрд. и возможности купить оборудование на 1,5 млрд мы не получим в текущем году ни копейки дополнительно, при этом зарплаты вырастет лишь у меньшей части наших сотрудников за счет не купленного оборудования.

Платой за это станет болезненный раскол академического социума по двум направлениям: зарплата: 49% ученых +100% с мая 2006 (+400% в 2008), 51% остальных лишь +15%  с мая (+150% в 2008) и сокращения-переводы: остающиеся на академическом бюджете 80%, сокращаемые 20%. Официально признано, что в итоге будет заморожен рост незарплатных расходов, что само по себе плохо при нынешнем бедственном состоянии матбазы РАН и инфляционных ожиданиях по коммуналке, транспортным и иным расходам. Рост зарплаты с объявленной дифференциацией на наш взгляд не оправдан и вреден академии. Оказались забыты не только уборщики, сантехники и электрики, без которых рухнет хозяйственная жизнь институтов, но и экономисты, инженеры, конструкторы, технологи, программисты и другие непосредственные участники научного процесса.

Что такое 8000 рублей, которые ожидают в 2008 году молодых программистов? Их уже и сегодня за такие деньги не удержишь! Не очень верится, что Правительство удержит инфляцию, запрет индексаций выглядит угрожающим! Очевидна тенденция существенного роста зарплат в других отраслях. Практически синхронно с нашим выстраданным Постановлением, без лишней шумихи на 70% увеличено содержание работников милиции и подросла  ЕТС московских бюджетников. Уже сегодня тариф разряда программиста по ней  6500, а СНСа - 8000руб. Работники РАН, более половины которых живет в Москве, проигрывают по сравнению с местными бюджетниками. Буквально на прошлой неделе объявлены планы Правительства о тотальном введении отраслевых сеток.

Вами неоднократно предлагалось решать сложившиеся проблемы (сокращение бюджетных ставок, доплат ИТР, прием молодежи, поддержку ветеранов и т.д.) за счет внебюджетной деятельности, из которой в прошлом году выплачено 40% академической зарплаты. Казалось бы, можно не 20, а все 40% академического сообщества перевести на внебюджетку или почти удвоить зарплаты инженерам и финансистам. Но не во всех институтах есть такие доходы, да и в институтах эти деньги получены на выполнение определенных работ и маневр допустим только в объеме накладных расходов. Профсоюз договорился с руководством академии, что вместе и на местах будем выявлять сложные ситуации, в т.ч. успешно работающие  коллективы, которые не могут, а порой и не должны иметь внебюджетку, и снижать им требуемый норматив сокращения бюджетных ставок и средств. Это позволит сгладить неравномерность распределения внебюджетных средств, но видна и другая опасность. Это сегодня внебюджетка дает 40% зарплаты, бюджетная компонента зарплаты вырастет в два раза в 2006 г. и в 5 раз в 2008 г. Следовательно, та же по объему в рублях внебюджетка  сможет покрыть впредь лишь 25% и 12% зарплатных средств РАН соответственно. Рассчитывать на  рост вала внебюджетки, достаточный для сохранения её 40% уровня, в нынешних условиях не приходится. Более того, есть все основания ожидать некоторое снижение этих сумм. Например, значимые внебюджетные средства получали институты РАН за выполнение контрагентских работ по заказам других академических институтов. Но, в РАН запланировано снижение незарплатных, в т.ч. и этих расходов.

Анализ трехлетнего перспективного плана финансирования фундаментальных исследований из бюджетных средств, выполненный А.С.Мироновым на основании документов Минфина, выявил планируемое снижение доли науки в расходах федерального бюджета - причем не только процентное, но и абсолютное! А ведь именно здесь, помимо бюджета РАН, в виде программ Минобрнауки и др., лежит значительная доля академической внебюджетки. Увеличить в 2-5 раз цены хоздоговоров с другими федеральными органами – основными заказчиками академических институтов (Миноборона, Минатом и т.д.) тоже вряд ли удастся. Правда, некоторая перспектива роста договорной активности институтов РАН заложена в неиспользованной пока возможности улучшения предпринимательского климата в РАН. Что делать, приходится квалифицировать этим термином даже хоздоговорные работы по заказам Минобороны и других госструктур! Проблема, из-за которой институты РАН не хотят, а порой просто не могут выполнять договорные работы, кроется в отсутствии  у них оборотных средств и возможностей получения кредитов. Как-то не верится, что в кратчайшие сроки удастся решить вопрос о кредитовании институтов РАН хотя бы под государственные заказы или создать реальные механизмы формирования фондов развития, в том числе, как это было раньше - из средств экономии бюджета.  До сих пор даже не удалось добиться установления в РАН ведомственного норматива на прибыль, без которого, например, Минобороны не имеет права позволять институтам РАН - исполнителям договоров - своей волей закладывать хоть какую то прибыль, которая могла бы до поступления средств по выполняемым договорам стать источником оборотных средств и зарплаты работникам, переведенным на внебюджетку. Особенность хоздоговорного процесса состоит в том, что сначала следует выполнить работы, провести закупки, заплатить зарплаты и налоги (говоря бухгалтерским языком, «собрать факт затрат») и только после этого закрыть актом работу и получить расчет от заказчика. Все убеждают академические институты брать договоры – источник внеюбюджетки, дорогу в инновации и т.п., но не говорят, где брать средства на предварительное формирования факта затрат, а в более остром и приземленном плане – чем платить договорникам зарплату до завершения работ. Замечу, что авансы более 30% из бюджета не допускаются. Как отмечалось выше, подавляющая часть наших «предпринимательских» договоров буквально на втором шагу  имеют бюджетный характер, следовательно, и проавансировать эти работы невозможно.
Все вышеперечисленные проблемы носят искусственный привнесенный характер (и при определенной изворотливости решаются уже сегодня), но хочется работать более эффективно и законно. Почему эти вопросы не решаются директивно? Причин может быть только две: либо правительственные чиновники, отвечающие за финансирование науки, некомпетентны (во что не очень верится), либо имеется их жесткая целевая установка (внутренняя или внешняя) не давать РАН жить достойно, быть полезной стране.

Краткий итог этого обзора: цена за состоявшееся удвоение тарифов научных и руководящих сотрудников РАН слишком велика! Обращаю внимание – только тарифов! Профсоюзом проводился опрос сотрудников РАН - знают ли они свой оклад. Оказывается, помнят его только около 10%. Он не составляет весомой части доходов для большинства сотрудников РАН. Особо это заметно в успешных и активных институтах - там оклады составляют около ¼ зарплаты, и факт удвоения этой четверти - достойный, но не радикальный. И сокращать им некого, а если поджаться до предела, то уж принять этим летом молодежь точно ставок не хватит. А вот менее эффективным институтам, имеющим хронически незаполненные вакансии, не имеющие договоров и сдающие половину площадей в аренду перенести последствия Постановления много легче. И сокращение пойдет по вакансиям, и ставки поднялись, инновациями и не пахло- то и инженеров спасать не надо, а аренда как капала, так и капает - из нее сантехникам и электрикам заплатят надбавку.

Поэтому я и задал вопрос: намерены ли Вы предпринимать усилия по корректировке дефектов и негативных для академического сообщества последствий Постановления №236. И в этой работе мы надеемся на плодотворное сотрудничество с Вами.

Председатель Совета НРО ПР РАН В.Ф. Вдовин