Демидовские премии в миллион рублей получили астрофизик, химик и селекционер

13.02.2015



ЕКАТЕРИНБУРГ, 12 февраля. /ТАСС/. Демидовские премии в миллион рублей в четверг получили три академика Российской академии наук: астрофизик Николай Кардашев, химик Олег Нефедов и селекционер Баграт Сандухадзе. Премию вручили в Екатеринбурге в 22-й раз.

Николай Кардашев - один из крупнейших специалистов в поиске сигналов внеземных цивилизаций. Он возглавляет Астрокосмический центр Физического института им. П.М. Лебедева и руководит международным проектом "Радиоастрон", в ходе которого ведутся исследования на орбите Земли с помощью запущенного в космос российского радиотелескопа.

Лауреат Демидовской премии Олег Нефедов разрабатывает универсальный бактерицидный препарат

"Пока сигналов внеземных цивилизаций не обнаружено, но подходящие объекты для детального исследования уже известны", - рассказал лауреат в интервью ТАСС. По его словам, "обнаружено более тысячи планет около других звезд. Здесь два главных направления: поиск внеземных сигналов и поиск очень больших космических конструкций, так называемых сфер Дайсона". Сферы Дайсона - гипотетические огромные астрофизические объекты, масштаба планетных орбит. Предполагается, что развитые цивилизации могут применять их для максимально возможного использования энергии звезд. "Есть некоторые данные, подтверждающие возможность существования таких сфер", - подчеркнул Кардашев.

Олег Нефедов - вице-президент Академии наук в 1988-2001 годах. Под его руководством была создана химия карбенов и других нестабильных молекул, а также малых циклов, создано производство высокоэффективного космического горючего - циклина, экологически безопасных инсектицидов и антибактериальных средств. Нефедов - основатель Высшего химического колледжа РАН. "Химия карбенов открывает огромные синтетические перспективы, позволяя создавать соединения с очень интересными свойствами", - сказал он.

Баграт Сандухадзе создал 15 сортов озимой пшеницы, сочетающих высокую урожайность и высокие хлебопекарные качества. "Сто лет назад в центральном Нечерноземье почти отсутствовала озимая пшеница, и 99 процентов клина занимала озимая рожь. На сегодня 99 процентов занимает озимая пшеница, которая зимует лучше, чем рожь. Урожайность была 7-8 центнеров с гектара. Сегодня мы имеем до 110, а в этом году - 130 центнеров с гектара. Стремимся к выходу на 150 центнеров. Внедряя перспективные сорта, мы можем своей пшеницей накормить весь мир. Россия может производить порядка 300-400 млн тонн зерна, из них для продовольствия и животноводства пойдет около 100 млн. Остальное можно продавать", - рассказал он корр. ТАСС.

По словам губернатора Евгения Куйвашева, который вручил грамоты и медали академикам, Демидовский фонд - это уникальный в отечественной практике негосударственный научный фонд, который на протяжении двух десятилетий поддерживает российскую науку и видных ученых.

Премия была учреждена в 1832 году уральским промышленником и меценатом Павлом Демидовым. Среди ее лауреатов - великий химик Дмитрий Менделеев, знаменитый хирург Николай Пирогов, известные путешественники и географы Иван Крузенштерн и Федор Врангель. В 1993 году премия была возрождена в Екатеринбурге по инициативе академика Геннадия Месяца, который в то время был председателем Уральского отделения РАН.

Учёные в нашей стране считают уральскую награду для деятелей науки «российской нобелевкой» – она для них вторая по престижности после премии Альфреда Нобеля. Об этом «ОГ» рассказал председатель Уральского отделения Российской академии наук, член президиума РАН Валерий Чарушин.

Вчера в резиденции губернатора области состоялось вручение Демидовских премий-2014. Как уже писала «Областная газета», лауреатами прошлого года стали три академика из Москвы: астрофизик Николай Кардашёв, химик Олег Нефёдов и селекционер Баграт Сандухадзе. (о каждом из них «ОГ» рассказала в номерах за 10, 11 и 12 февраля). Демидовская премия — самая престижная научная награда страны — была учреждена в 1832 году и вручалась до 1865-го. В 1992 году была возрождена. За истекшие 22 года премию получили 70 учёных, в том числе 9 уральцев

– Многие считают, что Нобель идею своей премии заимствовал из России – как раз в то время, когда он жил в Санкт-Петербурге в середине XIX века, лучшие учёные здесь получали Демидовские награды. Насколько важны для учёных премии? Они действительно служат стимулом для их работы и исследований?

– Учёный – творческая профессия, такая же, как музыкант, актёр или художник, и мы все хотим, чтобы наш труд был оценён. Ценятся любые премии, а Демидовская – особенно. В России она – вторая после Нобелевской. В стране, конечно, есть внутриминистерские награды по отраслям, такие как «Глобальная энергия», большая золотая медаль имени Ломоносова… Но лишь уральская имени нашего промышленника и мецената Демидова объединяет всю отечественную науку, выделяет лучших вне зависимости от направления деятельности. Она очень ценится не только за сумму премиальных, но и за объективность выбора, за то, что присуждает её академическое сообщество. Выбору Урала доверяют – он справедлив, здесь премию присуждают не чиновники.

– Как определяются лауреаты Демидовской премии?

– Претенденты не подают никаких заявок, не представляют свои работы. Это и не нужно: вердикт выносят те, кто и так знает всех своих научных соратников. По каждому из направлений науки действует свой комитет из авторитетных учёных. Вначале проводится опрос, кто из коллег достоин награды. К примеру, в нашем направлении по химии в опросе принимают участие около 50 экспертов со всей страны. На основе опроса выбираются кандидаты в лауреаты. Комитет выбирает лидера, направляет своё решение в попечительский совет премии, который также состоит из достойных людей, которым коллеги-учёные доверяют.

Важно, что премия присуждается за вклад в мировую науку, закреплённый практикой. Каждый из лауреатов – это учёный-практик, повлиявший развитием своей научной мысли на жизнь людей.

– Как сегодня обстоят дела с источниками поддержки научных исследований?

– Значительно лучше, чем пару десятилетий назад. Действует Российский научный фонд, выдающий гранты для поддержки малых коллективов. Система грантирования так построена, чтобы непременно привлекать к исследованиям молодёжь. Обязательное условие: в коллективе должны быть два ассистента и два студента. Это хорошо позволяет омолаживать науку. Однако по сравнению с западными стандартами финансовое стимулирование учёных в нашей стране несколько ниже.

Науку больше следует финансировать за счёт производства, развитию которого она и должна служить. У нас пока эта связка действует плохо, намного хуже, чем в советское время. Пора её вновь создавать и отлаживать. Производство послужит мощным стимулом развития науки.

Областная газета

©РАН 2024