В.П. Калинушкин:об открытости и прозрачности финансирования РАН

04.09.2010



Об открытости и прозрачности финансирования РАН

 

Требование открытости и прозрачности финансирования РАН и использования ее имущества занимает, с моей точки зрения, существенное место в предложениях по повышению эффективности работы РАН. Обусловлено это следующими очевидными моментами:

- открытость управления имеющимися материальными ресурсами в любой структуре (в том числе, РАН) позволяет увеличить эффективность их использования
- наличие достаточно полной информации о том, куда и на что расходуются выделяемые средства, снимает вопросы как со стороны государственных структур и средств массовой информации, так и со стороны научной общественности
- высокий уровень открытости в  области финансирования РАН даст дополнительные аргументы для обоснования недостаточности финансирования академии и требований к руководству РФ об его увеличении
- и, наконец, открытость и прозрачность в использовании выделяемых государством ресурсов - это обычная практика для любого цивилизованного государства.

Требования большей прозрачности в вопросах финансирования РАН звучат постоянно. Так, в газете "Троицкий вариант" поднимался вопрос об эффективности расходования средств, выделяемых на приобретение импортных приборов. Аналогичные темы, связанные с затратами на капремонты, целевые программы Президиума РАН, программы фундаментальных исследований Президиума и отделений РАН, постоянно звучат в выступлениях ученых. Сотрудники академических институтов часто поднимают вопросы об эффективности расходования средств в своих НИИ.

Именно этими обстоятельствами и обусловлены предложения об увеличении открытости и прозрачности, которые будут изложены ниже. Перед тем как перейти к этому изложению, хочу отметить ряд обстоятельств.

Первое. Эти предложения будут относиться к так называемой Центральной части РАН. Ее ситуация типична для академии в целом, а уровень прозрачности ее финансирования и в настоящее время достаточно высок. Все постановления Президиума РАН по вопросам финансирования публикуются на сайте академии, а наиболее важные перепечатываются в газете "Научное сообщество". Много информации о финансировании имеется в ежегодных отчетных докладах Президиума РАН Общему собранию. В целом ряде институтов практикуются ежегодные отчеты дирекции, в которых, в частности, подробно излагаются вопросы финансирования. Фактически в Центральной части РАН эта работу нужно просто логически завершить.

Ситуация в региональных отделениях (Сибирском, Уральском и Дальневосточном) в этой области несколько хуже. Однако и там в последние годы произошли серьезные подвижки в нужном направлении. Естественно, мои предложения в полной мере относятся и к отделениям РАН по областям наук.

Второе. Не надо рассчитывать, что повышение эффективности использования средств РАН, которое может стать, в частности, следствием большей прозрачности, качественно улучшит положение академии. Нынешний достаточно высокий уровень открытости в финансировании РАН позволяет судить об этом с большой достоверностью. Основную часть бюджета РАН составляет фонд заработной платы (в 2010 году - 78%), в котором большая часть (70-75%) - это так называемые "гарантированные" выплаты (оклады и выплаты за ученую степень). Серьезная  экономия гарантированных выплат (они составляет примерно 60% от всего бюджетного финансирования) возможна только путем массового увольнения сотрудников.

Возможности более эффективного использования средств, предназначенных для выплаты различных стимулирующих надбавок и премий , которые составляют примерно 20% от бюджетного финансирования РАН, по моим оценкам, не превышают тех же 20%. Это, соответственно, может повысить эффективность использования всего бюджета РАН максимум на 4-5%. То же самое можно сказать обо всех остальных частях бюджета РАН, на которые остается 22%. Даже если повысить эффективность использования этой части на 30%  (а это практически недостижимый максимум), это даст увеличение эффективности использования всего бюджета на 4-6%.

Таким образом, общая эффективность использования бюджетного финансирования РАН может быть повышена на 8-11%, что эквивалентно увеличению финансирования Центральной части на 3-4 млрд. рублей. Такое увеличение (на самом деле, оно будет еще меньше) не способно решить основных проблем РАН. Тем не менее, и за него надо бороться. Отметим, что  при увеличении финансирования РАН, в первую очередь, начнут расти не "гарантированные" выплаты, а затраты на исследования, закупки оборудования и другие разделы статьи "прочие расходы".  По этим направлениям повышение эффективности вполне возможно.

Все то же самое можно  сказать и о других источниках финансирования РАН. Доходы от аренды, на самом деле, невелики: в Центральной части в 2009 году они составили 1,5 млрд. руб. (это примерно 5% бюджета РАН). На одном из круглых столов фонда "Открытая экономика" представитель некой структуры, проводившей экспертизу состояния арендных дел в РАН, сообщил, что объем поступлений от аренды может быть увеличен на 30% (т.е. на 450 млн. руб.), если этим займутся профессионалы. При этом на вопрос, сколько будут стоить услуги этих профессионалов, он не ответил. Кроме того, выяснилось, что при анализе не учитывались такие особенности аренды в РАН, как невозможность в институтах "естественного" профиля  сдавать в аренду крупные блоки помещений на длительные сроки. Это было еще до нынешних "кризисных" проблем, которые усугубили ситуацию. Как видно, и здесь нет никаких особых резервов.

Если говорить о внебюджетных средствах от контрактов, грантов и т.д., они в основном поступают в распоряжение грантодержателей, которые отчитываются в их расходовании в соответствии с правилами контрактов и договоров. Сумма отчислений на накладные расходы обычно не превышает 20%, что составило в прошлом году примерно 4 млрд руб. Считая максимальное повышение эффективности при их расходовании равным 30%, получим дополнительные 1-1,2 млрд. руб., которые принципиально ничего не изменят. Хотя бороться за них тоже надо.

Третье. Предлагаемые мною меры вряд ли допускают возражения вроде "финансы есть коммерческая тайна", или "нас и так проверяет налоговая инспекция, Счетная палата" и т.д. Все выделяемые государством средства и ресурсы должны использоваться гласно и открыто. Исключением могут быть, в определенной части, средства Министерства обороны, ФСБ, МВД. РАН к подобным структурам не относится. Что касается проверок со стороны указанных выше организаций, то все они, в первую очередь, следят за целевым использованием средств. Проверяется правильность разнесения по всевозможным классификаторам и оформления документов. В наших же предложениях речь идет о контроле по существу: почему закуплены просвечивающие электронные микроскопы, а не конфокальные, почему в институтах ремонтируются помещения АУП, а не исследовательские лаборатории.

Переходя к конкретным предложениям, отмечу, что все написанное в этих документах - это мои соображения, которые являются лишь основой для дискуссии по вопросу открытости и прозрачности  финансирования РАН.

Материалы подготовил В.П. Калинушкин



Предложения по повышению эффективности использования финансов и имущества РАН (для центральной части РАН)

 

 

1. Финансирование институтов РАН


Для повышения открытости и прозрачности финансирования институтов  РАН предлагается:

а) В части средств, предназначенных  для приобретения  импортного оборудования 
В 2010 году - 1600 млн. руб., покупка велась через ФГУП "Академинторг".

- опубликовать на сайте РАН порядок подачи и рассмотрения заявок на покупку этого оборудования
- публиковать на сайте РАН план приобретения оборудования на текущий год
- на сайте РАН и в ежегодном отчетном  докладе Президиума РАН Общему собранию помещать полный финансовый отчет о закупках и обслуживании импортной техники за отчетный год
- заслушать на Президиуме РАН отчет  ФГУП "Академинторг"  о его работе за последние 5 лет, принять решение о ежегодном проведении  подобных отчетов на Президиуме РАН и публикации их на сайте РАН
- заслушать на Бюро отделений и заседаниях Президиумов научных центров РАН отчеты организаций об использовании приобретенной для них за последние 5 лет импортной техники,  принять решение о проведении аналогичных отчетов ежегодно (с публикацией их на сайте РАН).

Комментарий. Закупки импортного оборудования в последнее время , подвергаются наибольшей критике. Так, в газете "Троицкий вариант" говорилось, что по одному из видов приобретаемого оборудования авторам статьи удалось получить предложение (неофициальное) со стоимостью примерно в 1,5 раза меньше, чем заплатил "Академинторг", правда  без оплаты "растаможки". Этот вопрос сложно обсуждать без детального ознакомления с условиями контракта. Надеюсь, ситуация прояснится после публикации отчетов ФГУП "Академинторг".
Кстати, первые шаги в этом направлении уже сделаны. В последнем отчетном  докладе Президиума РАН опубликован список приборов, приобретенных в 2009 году. Однако их стоимость не была указана.
Хотелось бы еще отметить, что не меньшее значение, чем удешевление стоимости приобретаемого оборудования,  имеет контроль за целесообразностью приобретения и эффективностью использования закупленных приборов.  

б)  В части средств по статье "модернизация материально-технической базы научных учреждений"
В 2010 г. -  400 млн. руб.                            

- опубликовать на сайте РАН порядок подачи и рассмотрения заявок на получение средств по этой статье
- публиковать на сайте РАН детальный план выделения этих средств
- на сайте РАН и в ежегодном отчетном докладе Президиума РАН публиковать   полную информацию о расходовании средств по этой статье в отчетном году
- принять решение о заслушивании ежегодного отчета по этому вопросу на Президиуме РАН (с публикацией отчетов на сайте РАН)
- опубликовать на сайте РАН информацию о финансировании по этой статье институтов РАН за последние 5 лет
- обсудить эту информацию на Бюро отделений и на Президиумах научных центров РАН, принять решение проводить  обсуждения вопросов расходования средств по этой статье  ежегодно (с публикацией результатов обсуждения на сайте РАН).

Комментарий. Эта статья расходов вызывает вопросы как в части распределения средств по институтам, так и в части эффективности их использования. Так как общая сумма средств на модернизацию материально-технической базы ничтожна (400 млн для 250 институтов РАН), то вряд ли кто-то получает их в достаточных количествах. Возможно, что есть  институты-"любимчики", но даже они, по моим оценкам, не имеют никаких избытков. Так что получение информации о распределение по институтам - это вопрос скорее не эффективности, а "социальной справедливости". За нее надо бороться, но не думаю, что эффективность использования средств по этой статье можно повысить более чем на 20-30%.

в) В части целевых программ  Президиума РАН и резерва Президента РАН.
В 2010 г. эти позиции были  объединены в блок "Программы целевых расходов" и ее финансирование составило 1400 млн. руб. 

- опубликовать на сайте РАН перечень целевых программ Президиума РАН с изложением их сути, а также порядка подачи и рассмотрения заявок на получение средств
- публиковать на сайте РАН планы финансирования целевых программ и информацию о принятых решениях по  выделению средств
-  публиковать на сайте РАН и в ежегодном отчете Президиума РАН полную информацию о распределении средств по программам и резерва Президента РАН
- ежегодно заслушивать отчеты руководителей программ на Президиуме РАН (с публикацией отчетов на сайте РАН)
- заслушать и опубликовать на сайте РАН отчеты по результатам  целевых программ за последние 5 лет (или за весь срок их работы) с публикацией отчетов на сайте РАН.

Комментарий. На самом деле, перечень целевых  программ в 2008 году публиковался и с тех пор, по имеющейся информации, не менялся (см. например приложение к "Научному сообществу", "Позиция", октябрь, 2009 г.). Эта статья расходов РАН вызывает пока не очень много вопросов.  Тем не менее, они есть и касаются как  расходования средств, так и целесообразности ряда программ. Значительная часть этих вопросов вызвана недостатком информации. Много сведений по данной теме имеется уже сейчас в ежегодном отчете Президиума РАН", однако они носят несистемный и неполный характер. Отметим, что именно на эту статью приходятся последние два года основные удары секвестра, поэтому с формированием  планов по этим программам в данный момент могут быть проблемы. В таком случае можно говорить о публикации предварительных планов или, в виде исключения, конкретных решений о выделении средств.

г) В части программ фундаментальных исследований Президиума РАН и отделений.
В 2010 г. - 1985 млн. руб.

- опубликовать на сайте РАН порядок подачи заявок и проведения конкурсов на получение средств по всем программам Президиума и отделений
- публиковать на сайте РАН полную информацию о выигравших конкурсы проектах
- публиковать на сайте РАН научные отчеты по выполненным проектам
- принять решение об ежегодных отчетах на научных конференциях (информацию о времени и месте этих конференций размещать на сайте РАН)
- опубликовать на сайте РАН информацию о проектах, получивших финансирование по этим программам за последние 5 лет
- принять решение об ежегодных отчетах по выполнению программ Президиума РАН на заседаниях Президиума РАН, а программ отделений - на Бюро отделений и заседаниях Президиума РАН (с публикацией отчетов на сайте).

Комментарий. Хотя по этой статье финансирования задается много вопросов, с моей точки зрения, добиться какого-то существенного повышения эффективности здесь не удастся, пока финансирование этой статьи не будет качественно увеличено. Создать серьезную систему конкурсов в ситуации, когда из 15 хороших проектов можно профинансировать только 3, да и то не в полном объеме, вряд ли получится.
Однако проведение указанных выше мероприятий необходимо. И не только с точки зрения "социальной справедливости" (есть серьезные основания считать, что в этих программах число "любимчиков", пусть и из разряда активно работающих групп, достаточно велико), но и для построения нормальной системы конкурсного финансирования в РАН. Мы же верим, что данная статья когда-нибудь будет полноценно финансироваться!
Нужно отметить, что многие из указанных выше предложений уже реализуются. Публикуется перечень программ и ответственные лица, в ряде программ оглашается порядок подачи заявок и правила проведения конкурсов, проводятся отчетные конференции и т.д. Поэтому надо просто принять общие обязательные правила и довести дело до логического завершения.

д)  в части строительства объектов социального и  производственного комплексов
 В 2010 г. - 805 млн. руб.

- опубликовать на сайте РАН порядок подачи и рассмотрения заявок на получение средств по этой статье
- публиковать на сайте РАН план распределения средств по этой статье на текущий год 
- на сайте РАН и в ежегодном Отчетном докладе Президиума РАН публиковать   полную информацию о фактическом расходовании средств по этой статье в отчетном году
- ежегодно заслушивать отчеты  об этой работе на Президиуме РАН (с публикацией на сайте РАН).

Комментарий. В ежегодном Отчетном докладе Президиума РАН приводится много информации по этой статье расходов. Ее надо просто систематизировать и излагать в полном объеме. Повысить же эффективность использования этих средств вряд ли удастся: строительство есть строительство. Денег дается, на самом деле, очень мало, избытка нигде нет.
 

е) В части расходования средств в институтах
- принять решение об ежегодных отчетах директоров на открытых Ученых советах или собраниях (конференциях) трудовых (научных) коллективов с публикацией этих отчетов на сайтах  институтов.
 
Указанные выше отчеты должны включать в себя полную информацию:
1) о полученных научных результатах
2) о финансовой и хозяйственной деятельности, включая подробную информацию о поступающих в институты бюджетных и внебюджетных средствах, их распределении и расходовании (особое внимание должно уделяться расходованию средств по статье "накладные расходы" и фондам зарплаты вспомогательных подразделений; одним из элементов отчета должна быть не носящая персонифицированный характер  информация о распределении зарплат сотрудников института) 
3) о результатах инновационной и образовательной работы
4) о проведенных мероприятиях по технике безопасности
5) о мерах по социальной защите сотрудников
6) о результатах кадровой политики
- принять решение об ежегодной публикации на сайте РАН информации о поступающих в каждый институт средствах как из бюджетных, так из внебюджетных источников.

Комментарий. В институтах расходуется минимум 90% всего финансирования РАН. Это и "базовое финансирование" (в 2010 г. - 20750 млн. руб.), и большая часть доходов от аренды (в 2009 г. - 1175 млн. руб.), и внебюджетные поступления (в 2009 г. - 21296 млн. руб.). Кроме того, в институты поступает и подавляющая часть средств по всем ранее упомянутым статьям (за исключением первой - закупки импортного оборудования).
Именно поэтому, с моей точки зрения, данной позиции должно быть уделено первостепенное внимание. В этом направлении уже многое сделано: распределение базового финансирования по институтам с выделением статьи "фонд зарплаты"  ежегодно публикуется на сайте РАН, так же как и все бюджетные поступления по итогам года. Многие директора отчитываются перед коллективами, правда, часто в только в устной форме. Анализ же финансовых документов требует наличия электронного или бумажного носителя.
Отметим, что подавляющая часть финансовой информации, о которой говорится в данном пункте, ежегодно готовится в институтах и сдается в ФЭУ РАН.  Таким образом, серьезных технических проблем для выполнения изложенных здесь задач нет. Речь опять-таки идет о том, чтобы довести уже начатый процесс до логического завершения. Реализация этого пункта снимет много вопросов как со  стороны сотрудников РАН, так и со стороны различных внешних структур. С точки зрения повышения эффективности расходования средств эффект, возможно, будет и не очень большим, зато моральный выигрыш - огромным.
Указанные выше шаги сделать необходимо. Никакие слова о коммерческой тайне, законе о неразглашении персонифицированных данных аргументами «против» быть не могут. Расходование государственных средств и операции с использованием государственного имущества должны быть прозрачны. Всю необходимую информацию можно изложить, не нарушая ни коммерческую тайну (в тех редких случаях когда она есть), ни закон о неразглашении персонифицированных данных.

 

2. Открытость финансирования и использования имущества в организациях социальной сферы РАН

 

а) В части ведомственных медицинских учреждений
В 2009 г. - 1302 млн. руб.

- публиковать на сайте РАН план бюджетного финансирования всех учреждений Медицинского объединения РАН
-  публиковать на сайте РАН и в ежегодном отчете Президиума РАН полную информацию о финансировании этих учреждений, включая бюджетные поступления, доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы
- ежегодно проводить отчеты о финансовой и хозяйственной деятельности в коллективах медучреждений с публикацией на их сайтах
- принять решение о проведении ежегодного отчета о работе медицинских учреждений на Президиуме РАН с последующей публикацией на сайте академии
-  ежегодно публиковать на сайте РАН полную информацию о расходовании средств, выделяемых на строительство объектов медицины.

Комментарий. Ведомственное медицинское обслуживание сотрудников РАН является в настоящее время исключительно важной социальной мерой. К работе этой сферы у сотрудников РАН существует много претензий, большинство из которых, по моему мнению, вызвано недостатком информации.
Отметим, что план бюджетного финансирования медицинских учреждений в этом году был опубликован на сайте РАН и в газете "Научное сообщество №1-2, 2010 г.

б) В части учреждений ЖКХ и культуры
В 2010 г. - 278,5 млн. руб.

 - публиковать на сайте РАН план бюджетного финансирование всех учреждений этого сектора
- публиковать на сайте РАН и в ежегодном отчете Президиума РАН полную информацию о финансировании этих учреждений, включая бюджетное финансирование, доходы от предпринимательской деятельности и другие поступления
- ежегодно проводить отчеты о финансовой и хозяйственной деятельности в коллективах учреждений (в общежитиях аспирантов - с участием представителей проживающих) с публикацией на сайтах учреждений
- заслушивать на Президиуме РАН ежегодный отчет о хозяйственно-предпринимательской деятельности учреждений ЖКХ и культуры и публиковать его на сайте РАН

Комментарий. Так получилось, что об этой стороне жизни РАН профсоюз знает меньше всего. По моему мнению, многие вопросы, которые возникают в этой области, могут быть сняты после предоставления указанной выше информации.

 

3. Обеспечение открытости по жилищным вопросам


- систематически давать информацию на сайте РАН обо  всех мероприятиях по решению жилищной проблемы, возможности участия сотрудников в распределении жилья, порядке подачи заявок и др.
- опубликовать на сайте РАН подробную информацию о предпринимаемых в настоящий момент действиях руководства РАН по решению этой проблемы
- подготовить проект программы действий по ускорению решения жилищной проблемы, провести его широкое обсуждение и по результатам рекомендовать Президиуму РАН принять "Жилищную программу РАН".

Комментарий. По моему мнению, руководство РАН ведет большой обьем работы в этом направлении, хотя КПД этой работы невелик, причем не по вине академии. К сожалению, руководство РАН мало информирует сотрудников об этой работе. Отсутствие информации приводит к выводам о бездействии. Я уверен, что реализация указанных выше предложений не только позволит заполнить информационный вакуум, но и существенно увеличит активность сотрудников и, благодаря этому, повысит эффективность действий в этой области.

Заместитель председателя Совета ПР РАН В.П. Калинушкин


 

 

Источник: ПР РАН

©РАН 2020