http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=b8e22146-0410-4683-a934-ad53dede5fde&print=1
© 2024 Российская академия наук

Совет по космосу РАН: научный космос получил дополнительные 6,5 млрд руб.

12.11.2021



Открывая заседание Совета по космосу РАН 11 ноября 2021 г., президент РАН Александр Сергеев сообщил, что в этот же день утром состоялось заседание правительства, на котором решился вопрос о дополнительном финансировании научного космоса в этом году в размере 6,5 млрд руб. Таким образом, по словам президента РАН, выполняются обещания по возможности вернуть финансирование научных исследований в рамках Федеральной космической программы на уровень 15 млрд в год до 2025 года.

«Несмотря на очень сильную поддержку, тем не менее, тут (в вопросе финансирования научного космоса – Прим. Ред) не так все быстро делается как требуется, и не сразу все в полном объеме выполняется, – заметил Александр Сергеев. – Но, тем не менее, мы получили дополнительное финансирование, по крайней мере на этот год, с подтверждением выделения соответствующих сумм по возрастающей до 2024 года».

Как сообщил президент РАН, не все деньги на научный космос будут выделяться сразу и напрямую из бюджета, а их получателем в первую очередь окажется «НПО Лавочкина» – главный подрядчик по разработке большинства космических платформ для фундаментальных научных исследований в космосе.

«Часть денег первоначально надо получить в виде кредита, который, по-видимому, будет получать «ПНО Лавочкина», – рассказал Александр Сергеев, – но это, наверное, уже детали».

«В общем вся история с дополнительными деньгами длилась как раз ровно год, – отметил Заместитель председателя Совета по космосу РАН, научный руководитель Института космических исследований РАН, академик РАН Лев Зеленый. – Первый разговор с президентом России состоялся осенью 2020 года, но завершилась эта работа успешно, и нам сейчас станет, конечно, полегче. Понятно, что все финансовые вопросы мы этими дополнительными деньгами не закроем, но как-то работать уже можно».

На что именно пойдет дополнительное финансирование, рассказал выступивший на Совете по космосу РАН генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин.

«Это позволяет нам выстроить всю цепочку финансирования на уровне не менее 15 млрд рублей на фундаментальные космические исследования не только на этот год, потому что уже и в бюджете 2022-24 годов учтены дополнительные средства, чтобы планку в 15 млрд, что мы с президентом России оговорили, выдержать», – подчеркнул глава «Роскосмоса».

По словам Рогозина, дополнительное финансирование позволит выдержать запланированные сроки старта лунных миссий. Причем, касается это не «Луны-25», уже находящейся в высокой степени готовности и стартующей с космодрома «Восточный» по текущим планам в июле 2022 года, а двух следующих российских лунников.

«Речь идет о «Луне-26» и «Луне-27» – орбитальном аппарате и тяжелом посадочном аппарате, старты которых запланированы, соответственно, на 2024 и 2025 годы», – подчеркнул Дмитрий Рогозин.

Кроме того, дополнительное финансирование позволит завершить все необходимые работы по «ЭкзоМарсу», стартующему в 2022 году, продолжить работу по Всемирной космической обсерватории «Спектр-УФ», начать проектирование по проекту «Венера-Д», добавил глава «Роскосмоса».

«В целом мы исходим из того, что в дальнейшем у нас появится в рамках госпрограммы космической деятельности России продолжение этого финансирования, – заявил Дмитрий Рогозин. – Я уверен, что меньше быть не должно, иначе это просто позор и деградация».

«Мы с вами сейчас находимся на оптимистической волне, и пусть она принесет результат по научному космосу», – подчеркнул, завершая обсуждения этого вопроса, президент РАН Александр Сергеев.

Совет по космосу РАН также обсудил статус проекта «Миллиметрон» («Спектр-М») –космической обсерватории, которая станет первым в мире раскрываемым и охлаждаемым космическим телескопом миллиметрового, субмиллиметрового и дальнего ИК диапазона с диаметром антенны 10 метров. С докладами по этому вопросу выступили директор АКЦ ФИАН Сергей Лихачев и зав. лаб. АКЦ ФИАН Андрей Смирнов. По их оценке, готовность проекта в целом составляет приблизительно 20%, но в первую очередь идет работа над самой сложной, приборной частью.