http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=b992f947-63cc-42e1-8a68-075f268db791&print=1
© 2024 Российская академия наук

Рамки для Киото

06.10.2009



Чтобы работать по Киотскому протоколу, компаниям придется пройти жесткий отбор. Больше половины из уже подготовленных проектов не сможет стартовать

Минэкономразвития направило в аппарат правительства согласованный проект постановления по реализации ст. 6 Киотского протокола (копия есть у «Ведомостей»). Этот документ кардинально меняет порядок осуществления проектов по сокращению выбросов парниковых газов в России.

Ст. 6 позволяет привлекать средства иностранных партнеров в обмен на снижение выбросов парниковых газов, а фактически — продавать сокращение выбросов (в форме особых единиц — эквивалента диоксида углерода). Россия ратифицировала протокол еще в ноябре 2004 г., а в феврале 2005 г. он вступил в силу. С марта 2008 г. Минэкономразвития принимало заявки на утверждение конкретных совместных проектов. В ведомство подано около 40 проектов (в том числе «Роснефти», ТНК-BP, СУЭК, ТГК-4, «Металлоинвеста», «Уралхима», группы «Илим», Архангельского ЦБК, Лесозавода-25), позволяющих сократить выбросы более чем на 115 млн т. Но ни один из проектов Минэкономразвития так и не рассмотрело. «Политическая установка — не торопиться с реализацией этих проектов», — объясняет чиновник министерства. По информации РСПП, всего в России подготовлено более 100 проектов, предусматривающих сокращение выбросов на 200 млн т.

В новом постановлении (по сравнению с действующим с 2007 г.) будет снижен втрое — до 100 млн т — совокупный лимит сокращенных выбросов, инвестором проекта сможет быть только российская компания, а Сбербанк наделяется полномочиями по введению в оборот сокращаемых выбросов, их передаче и приобретению.

Принято политическое решение об ограниченном применении механизма, объясняет чиновник аппарата правительства: «Мы просто чуть-чуть приоткрываем дверь, чтобы посмотреть, что получится. Будем пропускать самые лучшие проекты и самых добросовестных инвесторов». Чиновник Минэкономразвития допускает, что в окончательной редакции постановления лимита в 100 млн т не будет.

Исключение из списка иностранцев — «защита от возможной конфликтной ситуации, связанной с передачей части суверенных обязательств России», говорит чиновник ведомства, участвующего в разработке постановления. «Проекты — новый инновационный механизм, который связан с передачей определенного рода суверенных обязательств», — объясняет он. «У нас же до сих пор длится конфликт с Noga, в собственности которой оказались суверенные обязательства России», — замечает собеседник «Ведомостей». Иностранцы не исключены из процесса, подчеркивает чиновник Минэкономразвития, они смогут работать на совместной основе с российскими компаниями. На сегодня среди 40 заявок, поступивших в Минэкономразвития, чуть меньше половины подано иностранными компаниями, сообщил он.

Введение в обращение углеродных единиц — сложная задача, считает сотрудник Сбербанка: по российскому законодательству в отличие от европейского углеродная единица не является имуществом. На продаже выбросов Сбербанк много не заработает, продолжает он: услуги банк будет оказывать «либо бесплатно, либо по небольшому фиксированному тарифу», как именно, пока не решено.

Гендиректор Национальной организации поддержки проектов поглощения углерода Юрий Федоров полагает, что у Сбербанка при реализации ст. 6 Киотского протокола может возникнуть конфликт интересов, так как банк кредитует другие проекты в рамках протокола. Но порядок совместного осуществления очень нужен рынку, пусть даже с ограничениями, добавил он.

Постановление может быть принято в конце октября в преддверии заседания президиума правительства по ограничению выбросов парниковых газов, говорит чиновник аппарата Белого дома.

Ведомости, Евгения Письменная