http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=b9b32a65-d766-4b00-b51d-036e08799f34&print=1
© 2024 Российская академия наук

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БАЗОВЫЕ ШКОЛЫ РАН»: БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

07.10.2020



В конце 2018 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным была поддержана инициатива по созданию базовых школ РАН. В настоящее время проект успешно реализуется в 32 регионах нашей страны.

Об опыте «запуска» и сопровождения проекта в Белгородской области рассказывает Н.М. Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области.

 

Рухленко Николай Михайлович, первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области

О реализации проекта «Базовые школы РАН»
в Белгородской области

 

Три школы Белгородской области – Шуховский лицей и лицей №9 города Белгорода, средняя общеобразовательная школа №20 с углублённым изучением отдельных предметов города Старого Оскола с 1 сентября 2019 года функционируют в статусе базовых школ Российской академии наук. Всего таких школ в России 108 школ, и действуют они далеко не в каждом регионе, а только в 32. На региональном августовском педагогическом форуме в торжественной обстановке эти школы Белгородской области получили соответствующие сертификаты, подписанные Президентом РАН А.М. Сергеевым.

Это, с одной стороны, большая честь, признание заслуг, с другой - мотивация к развитию, огромная ответственность за будущее каждого учреждения. При отборе школ Российской академией наук использовались следующие критерии: муниципальный уровень подчинения школы (не региональный и не федеральный); вхождение школы в федеральные рейтинги (топ-200 и топ-500); высокий научно-образовательный потенциал региона, достаточный для решения задач, стоящих перед базовыми школами РАН. Отбор школ не предполагал участия региона, тем ценнее принятое в РАН решение, потому что оно оказалось максимально независимым и объективным.

Приоритеты, определённые РАН для этих школ - развитие одаренности, исследовательских умений и навыков, становление исследовательской культуры, углублённое и профильное изучение предметов - побудили к большой аналитической работе, корректировке основных образовательных программ, программ развития, локальных нормативных актов, принятию других управленческих решений.

С 1 января 2020 года с муниципального на областное изменилось учредительство школ, теперь они стали государственными, получив дополнительные ресурсы и возможности для развития. Одновременно на их базе организованы региональные инновационные площадки, что соответствует идеям развития и активной трансляции их опыта. При этом образование в данных школах остаётся бесплатным. Все ранее принятые дети продолжают обучение, никто не отчислен. В то же время, в отличие от предыдущих лет, сегодня ни одна из этих школ не закреплена за определённой территорией. При приёме в такие школы предполагается индивидуальный отбор.

Школы РАН в подобном статусе завершили свой первый учебный год. Есть хороший повод основательно обдумать первые шаги, первый опыт, первые результаты, сделать определённые выводы.

 

Вывод первый. Предоставление учреждениям статуса школ РАН обусловило поиск ответов на вопросы: чему надо учить школьников, какими знаниями они должны овладевать в процессе учебной работы. Это то, что в науке называется содержанием образования, под которым понимается система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

В этом плане интересен опыт лицея №9 г. Белгорода. Здесь в 1-4 классах реализуется программа «Развитие познавательных способностей», главное отличие которой в том, что дети самостоятельно выполняют логически-поисковые задания, благодаря чему формируются общеучебные умения: действовать самостоятельно, принимать ответственные решения. Школьникам предлагаются задания на развитие внимания, слуха, воображения, мышления, зрительной памяти, причём разной сложности. Каждый ребёнок получает возможность поверить в себя, в свои силы и способности.

Кроме того, младшие школьники осваивают курс «Учусь создавать проект», это позволяет с первых дней обучения в школе через проектную деятельность активизировать их личностный потенциал, развивать начальные умения исследовательской деятельности.

Старооскольская школа №20 пошла по пути разработки Плана организации проектно-исследовательской деятельности, куда включена тематика индивидуальной и групповой проектной деятельности учащихся. Такой подход позволил в течение учебного года разработать 141 проект с учащимися 4-11 классов, а результаты представить на всероссийских и региональных конференциях.

 

Вывод второй. «РАНовский» статус меняет подходы к организации урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Например, в Шуховском лицее выделяют две группы курсов для внеурочной деятельности: рекомендованные для всего класса и курсы по выбору. Так, для всех пятиклассников предложены «Моя Белгородчина» и «Наглядная геометрия», а по выбору - «Информатика», «Подвижные игры», «Английский язык», «Финансовая грамотность». Если в 5-6 классах перечень курсов направлен на общие познавательные интересы, то в 7-8 классах тематика курсов приобретает ярко выраженный предпрофильный характер. Всем восьмиклассникам рекомендованы «Тождественные преобразования выражений» и «Православная культура». В свою очередь, курсы по выбору «Физика в задачах и экспериментах», «Информатика», «Химическая мозаика», «Экология человека», «Страноведение: США», «Олимпиадная математика» позволяют «прикоснуться» к профилю и попробовать свои силы в достаточно конкурентной среде.

С 7 класса ученики лицея №9 могут выбирать программы базового или углублённого изучения математики, химии и экономики. 15 направлений урочной и внеурочной деятельности с возможностью их интегрирования предлагается для старшеклассников. Широко практикуется обучение по индивидуальным учебным планам. В 1-4 классах введена «Математика для одарённых». В 5-9 классах предложены курсы на любой вкус: «ПРОфизика», «Занимательная информатика», «Наглядная геометрия», «Моя экологическая грамотность», «Биосфера и человечество», «Робототехника», «Творческие задачи по физике», «Нестандартная математика», «Математика для физиков», «Решение задач по физике повышенной сложности» и другие.

 

Вывод третий. Прожитый в новом качестве учебный год показал, что необходимо активно заниматься управлением условиями реализации образовательных программ, проще говоря - развитием материально-технической базы.

В Шуховском лицее пошли по пути создания лабораторий: биологической, химической, физической, студии виртуальной реальности, оптимизации локальной сети, что позволило поднять на новый уровень преподавание естественнонаучных предметов.

Развитие рекреационного пространства – ещё один приоритет. В Шуховском лицее к началу нового учебного года создана тематическая рекреация, посвящённая изобретениям русских учёных и конструкторов, в лицее №9 – коворкинг-зона (место для общения, творчества, исследований, представления проектов). Выигранный лицеем №9 в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» трехмиллионный грант предусматривает открытие сети кружков дополнительного образования математической и информационной направленности, а также приобретение робототехнического оборудования.

 

Вывод четвёртый. Взаимодействие с вузами и научными организациями – один из основных механизмов достижения целей проекта по созданию базовых школ РАН. Соответствующим постановлением областного Правительства увеличена в три раза стоимость одного часа работы преподавателей, что позволило привлечь для работы с детьми высококвалифицированные профессорско-преподавательские кадры не только из белгородских вузов и научных организаций, но и из других регионов.

В прошлом учебном году преподаватели вузов и ученые проводили занятия в рамках школы для одарённых детей на базе БелГУ, были задействованы на краткосрочных модульных курсах.

С целью профориентации школьников систематически проводятся экскурсии в БелГУ, БГТУ им. В.Г. Шухова, БелГАУ им. В.Я. Горина. Существенно расширилось число преподавателей, являющихся руководителями ученических проектов, причём их тематика выходит за рамки изучаемых предметов. Существенным нововведением стали индивидуальные консультации с ведущими учёными.

Преподавание в объединениях дополнительного образования, скомплектованных из школьников разного возраста, осуществляет профессорско-преподавательский состав белгородских вузов с широким внедрением детского наставничества, которое, с одной стороны, интеллектуально развивает младших школьников (они видят достижения старших, побуждающие к повышению собственного результата), а с другой – социализирует старших.

Более 120 обучающихся лицея №9 приняли участие в фундаментальном исследовании психологического института РАН «Чтение в цифровом мире. Исследование особенностей развития чтения в цифровую эпоху, обучение чтению с экрана».

Профессорами РАН Строковой В.В. из Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова и Дергачевой Е.А. из Брянского государственного технического университета проведена серия лекций для старших школьников.

 

Вывод пятый. Школы РАН – это трансляторы всему педагогическому сообществу реальных механизмов решения актуальных для сферы образования задач.

Например, Шуховский лицей имеет в своём арсенале опыт проведения открытых сетевых мероприятий: командный турнир по математике для шестиклассников «Математическая карусель», робототехнический фестиваль «РобоМастер», конкурс исследовательских и проектных работ для дошкольников и школьников «Шуховский фестиваль».

Кроме того, лицей принял участие в организации на своей базе турнира имени М.В. Ломоносова. Здесь также функционируют региональные интерактивные площадки «Физика и металлообработка», «Физика в архитектуре», «Физика и стратегия», «Физика, граничащая с волшебством», «Сенсационные физические эксперименты», «Физика и криминалистика». Проведён первый региональный турнир «Лига любознательных» и первый технологический фестиваль имени В.Г. Шухова, в ходе которого помимо традиционных для робототехнических соревнований «траекторий», «лабиринтов», «боёв сумо» проводятся олимпиады по программированию, 3D-моделированию и черчению. Призёрам БГТУ им. В.Г. Шухова гарантировал дополнительные баллы при поступлении.

 

Вывод шестой. Успех в построении модели школы РАН реален при соответствующей заинтересованности педагогов, при их принятии и поддержке концепции проекта.

В связи с этим, акцент повышения квалификации в регионе сместился в сторону обсуждения механизмов организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Расширяется география прохождения курсов, взоры педагогов при этом обращены не только на Белгородский институт развития образования, но и на Москву, Обнинск, Саратов и другие города. Дополнительное профессиональное образование становится актуальным в плане предоставления педагогам информации о последних достижениях в науке и технике, о фундаментальных разработках и научных открытиях в сфере преподаваемых предметов.

 

Вывод седьмой. Обучение и развитие одарённых детей имеет свои особенности, поэтому в каждой школе организовано психолого-педагогическое сопровождение учащихся, направленное на формирование самосознания одарённого школьника, ценностного отношения к себе, к своему таланту, понимания собственных возможностей.

При этом мы понимаем, что интеллектуал без души, духовности, моральных ценностей, бережного отношения к прошлому – это очень опасная разрушительная сила. Поэтому ученик школы РАН - это личность духовно богатая, понимающая, что такое честь, совесть, Родина.

 

Вывод восьмой. Нацеленность на максимальный результат в олимпиадах, конкурсах, конференциях, турнирах становится правилом для школ РАН. О лидерстве свидетельствуют достижения учащихся, которые исчисляются даже не десятками, а сотнями. Ученики-лидеры и во взрослой жизни проявляют лидерство. Какие качества помогают стать лидером? Это ответственность, широкий кругозор, стремление постоянно получать новые знания, трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость, терпение.

 

Вывод девятый. Концепция создания базовых школ РАН является мощным стимулом для развития программ воспитания. Она нацеливает на формирование человека будущего и требует новых действий. В каждой школе РАН Белгородской области главная фигура – ученик, ориентированный на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий. На первом месте у него - стремление много заниматься, работать над собой и своими проектами, то есть работать больше, чем предусмотрено стандартной программой. Базовый набор знаний по основным предметам обучения этот ученик должен освоить, как и в любой «обычной» школе. Но там, где заканчиваются требования к ученику другой школы, начинаются требования к ученику школы РАН. Для участия в исследовательских проектах, курсах, олимпиадах требуется очень много времени, сил, необходима высокая мотивация, самостоятельность. Ученик школы РАН – это ученик, чувствующий ответственность за собственную жизнь, за влияние на других людей, за формирование условий изменения мира к лучшему.

 

Вывод десятый. Ну а что же «РАНовский» учитель, директор и родитель? Выявление и поддержка одаренных детей, создание условий, необходимых для наиболее полной реализации их способностей, – приоритет профессиональной деятельности учителя школы РАН. Ключевым в этой системе становится умение учителя сделать каждое занятие мини-исследованием.

Учитель школы РАН – это педагог, который должен блестяще владеть предметом и педагогическими технологиями. Специфика сотрудничества с РАН предполагает общение с вузовскими преподавателями и учеными города и страны. Школьному учителю при этом важно оставаться интересным и авторитетным для ученика, он не должен отставать от детей в информационной грамотности, независимо от преподаваемого им учебного предмета. Виртуальная и дополненная реальность, образовательные платформы, онлайн-курсы, удаленные эксперты, электронные учебные пособия – это те средства, которые позволяют выводить обучение на новый уровень.

Руководителю школы РАН теперь не просто нужны знания по вопросам управления финансами и основам экономики, ему жизненно необходимо хорошо знать особенности учебного процесса детей, ориентированных на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий.

Особенная роль в базовой школе РАН Белгородской области – у родителей. Вся система работы предполагает высокую степень заинтересованности и мотивированности родителей, ведь для полного успеха усилий школы и ученика недостаточно. Родитель – это важная опора и поддержка ученика. Это психологический комфорт и понимание не только в период успехов, но и тогда, когда у ребёнка возникают трудности и неуверенность в собственных силах. Это помощь в организации домашнего режима, оптимального для выполнения ребёнком поставленных перед ним задач. Ребёнок для таких родителей – полноценный член семьи, потребности, интересы и труд которого уважают наравне со взрослыми.

Таким образом, базовая школа РАН сегодня – это сообщество единомышленников, состоящее из администрации, учителей, учеников и их родителей, объединённое общей целью. Но самое главное, что у этого сообщества есть не только цель, но и чёткие представления о пути ее достижения.

 

В июне департамент образования Белгородской области подвёл итоги работы школ РАН за 2019/2020 учебный год. Состоялся очень глубокий, полезный, аналитический разговор. Определены приоритеты. Всем участникам проекта понятно, что впереди большая и очень интересная работа.