Вице-президент РАН Михаил Пирадов: надо развивать области медицины, занимающиеся болезнями, от которых умирает большая часть населения

31.05.2023



Михаил Пирадов – известный ученый-невролог, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, директор ФГБНУ «Научный центр неврологии». С сентября 2022 года Михаил Александрович – вице-президент РАН. В академии он является членом бюро отделения медицинских наук. О том, какие направления медицины надо развивать в первую очередь, о проблеме антибиотикорезистентности и о том, какой возраст наиболее продуктивен с точки зрения менеджмента управления, академик рассказал «Поиску».


– Михаил Александрович, вы курируете в РАН медицину и физиологию. Какие, на ваш взгляд, направления сегодня надо развивать в первую очередь?

– Развивать нужно прежде всего те области медицины, занимающихся методами лечения болезней, от которых умирает большая часть населения нашей страны. А умирают у нас в первую очередь от заболеваний сердца, далее идут инсульты (сосудистые заболевания мозга). На третьем месте – онкология, а на четвертом – травма. Любая – производственная, дорожная и так далее.

От заболеваний сердца уходят из жизни примерно 26 процентов жителей нашей страны. 25 процентов – от острых нарушений мозгового кровообращения и связанных с этим патологий сосудов мозга. 17–18 процентов приходится на онкологические заболевания и примерно 12 – на травмы. Поэтому, если мы говорим о необходимости улучшения показателей демографии, то надо в первую очередь обращать внимание на четыре направления в медицине, занимающиеся этими проблемами.

Огромное значение имеет детская смертность – в этой области надо активно работать, а также заниматься так называемым активным долголетием. Скажу о фактах, довольно неожиданных и интересных. Когда мы задумываемся, какой возраст оптимален для должности руководителя крупного ведомства или отрасли, то, наверное, первое, что приходит в голову – 40–50 лет. Но когда мы посмотрели, какой средний возраст у директоров ста ведущих компаний мира, оказалось, как вы думаете, сколько? 62 года!

Считается, что возраст между шестьюдесятью и семьюдесятью годами – конечно, если человек не страдает деменцией и другими серьезными заболеваниями – наиболее продуктивен с точки зрения менеджмента управления, причем крупными «объектами»: отраслями экономики, корпорациями, заводами. Почему? В этом возрасте уже накопился опыт – как профессиональный, так и человеческий. И если человек всю жизнь этим занимался, делал карьеру, в лучшем смысле этого слова, то и результаты у него высокие.

На втором месте по продуктивности идет возраст между семьюдесятью и восемьюдесятью годами. Это поразительно! И только третье место занимает возраст между пятьюдесятью и шестьюдесятью. Так что мы с вами наблюдаем явление, которое называется активное долголетие, и оно в действии.

Еще 15 лет назад люди возрасте семидесяти лет и выглядели, и общались, и вели себя по-другому. Общество к ним относилось как к пожилым, отработавшим свое, вышедшим на заслуженную пенсию… и всё. Сейчас мы видим, что эти «возрастные» люди часто являются активными и энергичными, а иногда – настоящими «двигателями» каких-то новых направлений. Конечно, это происходит и благодаря современной фармакологии, и за счет уменьшения тяжелого физического труда. Ну, и за счет таких направлений, как косметология, и других.

Сейчас наш мир меняется уже не каждые двадцать лет, и даже не десять. То, что было пять лет назад и что происходит сегодня – большая разница. Потому что научно-технический прогресс не просто бурно развивается – он летит, стремительно летит вверх. А нам остается только удивляться все новым и новым возможностям, которые перед нами открываются.

– В последние годы, когда стали недоступными многие западные препараты, мы все переживали, что отечественные фармакология, косметология не справятся. Или не надо паниковать?

Это действительно серьезно. Но решаемо. А основная проблема, которая стоит сейчас перед жителями всех стран – развивающаяся антибиотикорезистентность. Это колоссальная проблема. Почему? В значительной степени резкий скачок продолжительности жизни, произошедший с середины XX столетия, связан с ликвидацией инфекционных заболеваний, и случилось это благодаря антибиотикам. А сейчас во многом из-за бесконтрольного приема антимикробных препаратов организм человека перестает реагировать на них. И это может привести к тому, через 15–20 лет, по данным ВОЗ и других международных организаций, наступит полная резистентность, когда никого нельзя будет вылечить антибиотиками. И любая инфекция может закончиться летальным исходом.

Сегодня есть интересное направление – вместо антибиотиков применяют так называемые бактериофаги. Если объяснять популярно, антибиотики – это «тяжелая артиллерия», бьющая по микробам. Но она «накрывает» большие площади, убивая и «хорошие» бактерии. А бактериофаги – это «снайперы», которые бьют прямо в цель. Только надо угадать, где эта цель. Если получилось угадать – все хорошо, а вот если нет, не так хорошо…

Источник: мультимедийный портал «Поиск».

Подразделы

Объявления

©РАН 2024