К разработке нового закона о науке привлекут учёных

20.11.2015



Он должен помочь созданию комфортных условий для учёных и системы поддержки лучших разработок

С 2011 по 2014 год объём инновационных товаров, работ и услуг вырос почти втрое и составил 3,5 триллионов рублей. Однако по уровню научного развития Россия откатилась назад по сравнению с советским периодом, когда наука переживала свой расцвет. Исправить положение призван закон «О науке, научно-технической и инновационной деятельности в РФ», концепцию которого обсуждали на заседании рабочей группы при председателе Госдумы по законодательным инициативам в сфере инновационной политики.

Научной деятельности нужна система

Ни у кого не вызывает сомнений, что инновационная политика является важнейшим инструментом развития современных стран. «Качество научных исследований, восприимчивость реального сектора экономики к новым технологиям, скорость из внедрения, удобство правовых режимов — всё это показатели устойчивости национальной экономики», — сказал председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Инновационные подходы необходимы и для реального импортозамещения, что является одним из важных направлений антикризисного плана. Нарышкин отметил, что в СМИ больше критики, чем похвалы в отношении российской науки. Он согласился, что диверсификация экономики идёт недостаточными темпами. Но определённые успехи есть. С 2011 по 2014 год общий объём инновационных товаров, работ и услуг вырос почти втрое и превысил 3,5 триллиона рублей.

Госдума постоянно занимается совершенствованием законодательства в этой области. В законодательном портфеле есть документы, связанные с системой госзакупок, антимонопольным регулированием, налоговой политикой в области инноваций. Не хватает только рамочного закона, который систематизировал бы всю научную деятельность.

Рабочая группа при председателе Госдумы была создана четыре года назад, и с самого начала эксперты говорили о необходимости разработки нового базового законопроекта о науке, научно-технической и инновационной деятельности. С февраля по октябрь 65 экспертов Минобрнауки работали над концепцией этого документа. Первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк отметила, что Концепция отражает ключевые принципы закона: свобода научного творчества и его эффективная поддержка.

Ныне действующий федеральный закон о науке и федеральной научной политике был принят ещё в 1996 году. С тех пор было принято 35 законов, корректирующих его. В итоге закон превратился в «бессистемный правовой акт». Эксперты отмечают несовершенство понятийного аппарата, отсутствие системы регулирования отрасли, что служит для неё сдерживающим фактором. Новый закон, по словам Натальи Третьяк, позволит создать комфортные условия для научного творчества, установит прозрачные принципы научной карьеры, основанные на репутации учёных, систему поддержки лучших разработок. «Очень важно наладить коммуникацию науки с бизнесом, направив потенциал предпринимателей на развитие научных проектов», — сказала Наталья Третьяк.

Законопроект будет содержать 11 глав. На его подготовку уйдёт около года, затем его внесут на рассмотрение Правительства. В начале 2017 года планируется обсуждение инициативы в Госдуме. Участники заседания объяснили, что решено начать обсуждение законопроекта на стадии подготовки концепции, чтобы не повторилась история с законом о Российской академии наук. Напомним, что учёные были недовольны поспешной разработкой и принятием закона о РАН, который осенью 2013 года пришлось возвращать во второе чтение для внесения существенных изменений. Кстати, академики считают, что Минобрнауки должно более тесно сотрудничать с РАН при разработке законопроекта о науке.

Инвестора привлекут налоговые льготы

Особенное внимание нужно уделить финансированию. Первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям Владимир Кононов подчеркнул, что науке нужны дополнительные средства. В бюджете 2016 финансирование науки снижается, хотя Комитету удалось немного увеличить финансирование по некоторым направлениям. Эксперты отметили, что в мире софинансирование науки государством и бизнесом — 50 на 50, а у нас эту сферу на 70 процентов финансирует государство. Государство хочет привлечь бизнес в науку. Но тогда предпринимателям надо дать конкретные преференции, например, налоговые стимулы.

Председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков подчеркнул, что новый закон о науке должен быть скоординирован с законом о стратегическом планировании и сформировать систему для работы всех связанных с наукой ведомств, институтов развития и корпораций. По словам Аксакова, закон должен отвечать на вопрос: что нужно сделать, чтобы разработки стали реализованными проектами.

• В проекте закона о федеральном бюджете на 2016 год на «гражданскую» науку выделено всего 0,3% ВВП. На науку направят 308 миллиардов рублей. Это на 52 миллиарда меньше, чем в 2015 году. Для сравнения — в СССР доля расходов на НИОКР составляла 5%.

• За два десятилетия количество научно-исследовательских организаций в России сократилось почти на 20%, количество промышленных организаций, имеющих научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения — на 18%, количество конструкторских бюро сократилось в 2,4 раза, число проектных организаций — в 13 раз.

Учёные считают, что для начала надо осознать то положение, в котором сейчас оказалась российская наука. Недавно вышел доклад ЮНЕСКО, где сказано, что сегодня Иран в научном развитии отстаёт от России всего на 10 процентов, причём стремительно нас догоняет. Так что надо меньше заниматься вопросами понятийного плана, а приступить к решению конкретных проблем.

Парламентская газета

©РАН 2020