Между Тайванем и Израилем: Россия заняла 18 место в мировом научном рейтинге публикационной активности академических организаций и университетов Nature Index

05.07.2018

Издательский дом Springer Nature обновил рейтинг публикационной активности академических организаций и университетов Nature Index. Россия заняла 18 место в мире, чуть опережая Тайвань и проигрывая Израилю. Внутри страны в топ-10 попал один вуз из Сибири.

Рейтинг Nature Index — один из самых строгих и объективных рейтингов научной активности. Он учитывает публикации в 82 журналах, которые, по мнению составителей рейтинга, концентрируют самые значимые научные публикации. Nature Index учитывает реальный вклад университета или научного института: за каждую статью без соавторов организация получает 1 балл; если в статье было 10 соавторов из 10 разных мест, каждый получит по 0,1 балла.

Россия в рейтинге высококачественной науки занимает 18 место с 420 баллами. На первом месте США — 19314 баллов. Грубо говоря, американцы опубликовали в 46 раз больше статьей в ведущих журналах. На втором месте Китай (9303 балла), на третьем — Германия с 4318 баллами. Ближайшие к нам участники рейтинга — Израиль, Швеция и Сингапур. У каждого из них чуть меньше 600 баллов.

Для каждой страны можно посмотреть лидирующие организации. Университеты в рейтинге участвуют индивидуально, а научные сообщества — целиком. Например, самой успешной научной организацией мира Nature Index считает Китайскую академию наук с рейтингом 1493, а на второе место ставит Университет Гарварда — 854. Один только Университет Беркли (411 баллов) сопоставим по научной продуктивности со всей Россией и занимает 9 место среди академических организаций.

КАКИЕ СИБИРСКИЕ ГОРОДА СТАНУТ МИРОВЫМИ ЦЕНТРАМИ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ

Самая успешная организация в России — Академия наук, в мире она занимает 58 место. Сделать рейтинг более адекватным, выстроив в ряд не сообщества и университеты, а отдельные организации автоматически, нельзя. Но вручную «вытащить» из академии институты и проранжировать всех в один ряд можно.

В таком ручном режиме топ-10 российских организаций выглядит так:

• МГУ

• НИЦ Курчатовский институт

• Университет ИТМО

• СПбГУ

• Объединенный институт ядерных исследований

• Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе РАН

• Физический институт им. П. Н. Лебедева РАН

• МФТИ

• НГУ

• Институт элементоорганических соединений им. А. Н. Несмеянова РАН

Хотя в первую российскую десятку попал только одна научная организация из Сибири — НГУ, в топ-50 вошли и другие представители местной науки:

• ТГУ (12)

• ТПУ (24)

• ФИЦ Красноярский научный центр СО РАН (31)

• Сибирский федеральный университет (37)

• Институт ядерной физики им. Будкера СО РАН (44)

• Тюменский государственный университет (48)

Учет реального вклада организаций с учетом аффилиаций приводит к интересным последствиям. Например, самая заметная в СМИ научная статья с участием сибирских ученых — о слиянии двух нейтронных звезд — имеет 3529 соавторов. Так как лишь у одного из них есть сибирская «прописка», ее вклад в рейтинг соответствующего института нулевой.

АРХОЗАВР И ДРУГИЕ: 10 ГЛАВНЫХ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ НАХОДОК В РОССИИ

Заметность статьи Nature Index оценивает с помощью рейтинга Altmetriс, который подсчитывает число упоминаний в СМИ, соцсетях и блогах. Самыми заметными научными результатами с участием сибирских ученых в 2017 году стали уже упомянутая фиксация слияния двух нейтронных звезд, исследования ДНК неандертальцев и денисовцев, свидетельство рассеивания света при столкновении тяжелых ионов на детекторе ATLAS в Большом адронном коллайдере, первые наблюдения распада барионов и расшифровка механизма грибной биолюминсценции.

Интересно, что из заметных публикаций баллы сибирским ученым принесли только ДНК первобытных людей (0,03 балла в Институт археологии и этнографии СО РАН и 0,02 балла в НГУ) и свечение грибов (0,21 балл в Красноярский научный центр СО РАН). Лишь в этих статьях доля соавторов из Сибири была достаточно высокой.

Автор: Егор Задереев