Реконструирована история ареала краснокнижного вида Cricetus Cricetus

21.03.2023

Обыкновенный хомяк (Cricetus cricetus) в последние 50 лет резко сократил свою численность в естественных биотопах и в 2020 году был включён в Красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП) со статусом – угрожаемый (Banaszek et al., 2020). Российские учёные реконструировали исторический ареал обыкновенного хомяка, используя палеореконструкции климата, и выяснили, что нынешнее время в целом благоприятно для его существования, а наблюдаемое резкое сокращение численности в естественных биотопах говорит о ведущей роли в этом процессе антропогенных факторов.

1-1 (jpg, 487 Kб)

Автор фото: Bogomolov.PL. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org.

Видовое название «обыкновенный» часто используется в зоологической литературе, как правило, свидетельствуя о том, что данный вид встречается часто и отличается высокой численностью. Видимо, это относилось и к обыкновенному хомяку на тот момент, когда он был описан К. Линнеем в 1758 году. Но во второй половине XX века вид начал резко сокращать численность, а в западной Европе в ряде стран вообще исчез. Причинами сокращения численности могут быть климатические факторы, изменение культуры земледелия (этот вид часто поселяется вблизи зерновых полей) и, как следствие, снижение генетического разнообразия, приводящее к нарушениям репродукции.

«У обыкновенного хомяка есть несколько и необыкновенных особенностей. Это – самый крупный представитель хомяков в Евразии с яркой трёхцветной окраской. Но есть регионы, где встречаются исключительно меланистические (чёрные) формы. Почему в течение многих десятилетий не происходит перемешивания этих форм, пока неясно. Сейчас обыкновенный хомяк, исчезая в дикой природе, переходит к жизни в городах, у него факультативная спячка, т. е. при определённых условиях (например, при достаточном обеспечении кормом) он может вообще обходиться без неё и др.», – отметил доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, заместитель директора по науке ИПЭЭ РАН Алексей Суров.

В течение последних пяти лет учёные Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова Российской академии наук (ИПЭЭ РАН) провели семь экспедиций по России и Казахстану и собрали большой массив данных по современному распространению этого вида для молекулярно-генетического анализа.

Исследователи выяснили, что филогеографическая структура (особенности географического распространения генотипов) обыкновенного хомяка на всем своём гигантском ареале (более 6 млн кв. км) представлена пятью основными филогруппами: «Паннония», «Север», «Е», «Кавказ» и «Алтай». Последнюю учёные выделили именно в этом исследовании. Эта филогруппа занимает самую восточную часть ареала от Зауралья на Западе до Красноярского края на Востоке и охватывает площадь около 600 тыс. кв. км. По данным моделирования палеосреды, формирование современной филогеографической структуры завершилось, вероятно, к концу первой половины позднего плейстоцена (от 140 до 70 тыс. лет назад). Суть этого метода заключается в том, что на основании современных данных по распространению вида определяются наиболее благоприятные для него условия (климат, почва, растительность и т. д.), а потом устанавливаются исторические периоды, которые гипотетически оптимальны для его существования. Метод показал, что максимальное расширение потенциального ареала обыкновенного хомяка приходилось на межледниковья – микулинское (эемское) и Атлантический оптимум голоцена (с 9 до 5 тыс. лет назад). Как показала модель, на протяжении всего холодного времени позднего плейстоцена происходили сокращение и дробление ареала на рефугиумы из-за уменьшения и фрагментации подходящих для обитания территорий. Предковые формы локально распространенных митохондриальных линий дивергировали (термин, означающий расхождение признаков и свойств у изначально близких групп животных в ходе эволюции) и расселялись в период от LGM до Атлантического оптимума (LGM – Last Glacial Maximum – это последний ледниковый максимум, период мощного похолодания 26,5–19 тыс. лет назад).

«Этот вывод кардинально расходится с прежними представлениями о расширении ареала обыкновенного хомяка в холодные эпохи (Banaszek et al., 2015; Neumann et al., 2005; Korbut et al., 2019). Наша гипотеза нашла подтверждение при анализе палеонтологических остатков (более 400 точек находок)», – рассказала доктор биологических наук, учёный секретарь ИПЭЭ РАН Наталья Феоктистова.

Исследование было поддержано Минобрнауки России и грантом РФФИ. Научная статья опубликована в журнале Integrative zoology.

Источник: Минобрнауки России.